НАВЫК ЧТЕНИЯ
ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО ТВОРЧЕСКИХ СИЛ, МОЩНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Навык чтения Смысловая сторона Техническая сторона Способ чтения Правильность чтения Выразительность чтения Темп (скорость) чтения
Смысловая сторона чтения Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1)значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3)предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4)основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Компоненты технической стороны чтения. Известны пять способов чтения: 1)побуквенное; 2)отрывистое слоговое; 3)плавное слоговое; 4)плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5)чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три – продуктивные. Их надо отрабатывать и побуждать детей к переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: А) замены; Б) пропуски; В) перестановки; Г) добавления; Д) искажения; Е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; Ж) постановка ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста: -использовать паузы; -делать логическое и психологическое ударение; -находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; -читать достаточно громко и внятно.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.
1 класс 1 полугодие полугодие слов
2 класс 1 полугодие слов 2 полугодие слов
3 класс 1 полугодие слов 2 полугодие слов
4 класс 1 полугодие слов 2 полугодие слов
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из перечисленных компонентов.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский