Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации
технические средства обучения технические устройства (аппаратура) дидактические средства обучения (носители информации)
классификация ТСО по функциональному назначению по принципу устройства и работы по роду обучения по характеру воздействия на органы чувств по характеру предъявления информации по логике работы
по функциональному назначению передача учебной информации контроль знаний тренажер обучение и самообучение вспомогательные комбинированные
передача учебной информации диапроекторы, диапроекторы, графопроекто- графопроекто-ры, эпипроекторы эпипроекторы магнитофоны, магнитофоны, радиоустановки, радиоустановки, музыкальные музыкальные центры(аудиосистемы), проигрыватели, проигрыватели, радиоузлы радиоузлы кинопроекторы кинопроекторы киноустановки, киноустановки, телевизоры, телевизоры, видеомагнитол- видеомагнитол-фоны компьютер, компьютер, интерактивная интерактивная доска преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму
контролирующие ТС индивидуальные групповые карты, кассеты, билеты автоматизированного контроля, специальные компьютерные программы по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивают степень усвоения учебного материала; по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивают степень усвоения учебного материала; применение целесообразно лишь в узких пределах применение целесообразно лишь в узких пределах
ТС обучения и самообучения линейныепрограммыразветвленныепрограммыкомбинированныепрограммы обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний; обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний; подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос; подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос; скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого.
тренажерные ТС специально разработанные программы действий, составляемые на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности формирование первоначальных умений и навыков; формирование первоначальных умений и навыков; особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям
вспомогательные ТС движущиеся движущиеся ленточные доски, устройства для устройства для перемещения карт, плакатов устройства для устройства для дистанционного управления комплексами ТСО, затемнением предметных кабинетов радиомикрофон- радиомикрофон- ны, микрофонная проводная техника, усилители усилители полиэкраны, полиэкраны, электронные электронные доски объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей
комбинированные ТС лингафонные кабинеты замкнутые учебные телесистемы компьютерные системы универсальны, выполняют несколько функций универсальны, выполняют несколько функций
по принципу устройства и работы механическиеэлектромеханическиеоптическиезвукотехническиеэлектронные комбинированные
по роду обучения индивидуального пользования группового пользования поточного пользования
по логике работы с линейной программой работы с разветвленной программой работы ЛИНЕЙНЫЕ – не зависят от обратной связи; ЛИНЕЙНЫЕ – не зависят от обратной связи; РАЗВЕТВЛЕННЫЕ – обеспечивают различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи РАЗВЕТВЛЕННЫЕ – обеспечивают различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи
по характеру воздействия на органы чувств визуальные ТСОаудиосредствааудиовизуальныеТСО
по характеру предъявления информации экранные звуковые экранно-звуковые
требования к средствам обучения функциональные педагогические эргономические эстетические экономические
функции ТСО в учебном процессе коммуникативная управленческая кумулятивная научно- исследовательская
этапы процесса усвоения знаний ощущение и восприятие осмысление запоминание
слушает видит слушает и видит