«Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье
Нарышкинское или московское барокко - название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко.
Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Нарышкины возвысились в конце XVII века, благодаря браку царя Алексея Михайловича с дочерью Кирилла Полуектовича Нарышкина, Натальей.
Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры. Постепенный отход от средневековой простоты и строгости, стремление к внешней живописности и нарядности.
Влияние светской культуры на русское зодчество усиливалось, проникали некоторые западноевропейские элементы.
После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: масштабному проникновению польской культуры.
Особенности: черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского; черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского; украинское барокко; украинское барокко; элементами «больших» европейских стилей, таких как: ренессанс и маньеризм; элементами «больших» европейских стилей, таких как: ренессанс и маньеризм; белорусские ремесленные промыслы: изразцовое дело белорусские ремесленные промыслы: изразцовое дело
Заказчиками строительства церквей чаще становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые не одобряли проникновение в русское зодчество светского начала.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавые, что способствовало появлению ярусных храмов.
Церковь Покрова в Филях гг.
Церковь Троицы в Троице-Лыкове гг.
Храм Успения в Рязани
Новодевичий монастырь
Храм Воскресения в Кадашах был построен в годах. Около 300 лет соборный храм в Кадашах был архитектурной доминантой всего Замоскворечья, составляя вместе с колокольней Ивана Великого главную градостроительную ось, по которой возводилась Москва.
Церковь Святых Мучеников Бориса и Глеба в селе Зюзино ( ) начала строиться по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма.
Сухарева башня сооружена в Москве в (архитектор М.И. Чоглоков) по инициативе Петра I близ слободы стрелецкого полка Л.П. Сухарева (отсюда название) как ворота Земляного города. В в Сухаревой башне размещалась Школа математических и навигацких наук, с начала XVIII в. астрономическая обсерватория Я.В. Брюса, Московская контора Адмиралтейств-коллегии, резервуар Мытищинского водопровода, в Московский коммунальный музей. В 1934 снесена.
Это была и любимая московская церковь Ф. М. Достоевского. Деревянная церковь известна с 1511 года. И только в 1656 году котельники выстроили себе каменную Успенскую церковь. Разрушена в 1936 году.