Подготовка школьников к олимпиадам по разным предметам - это увлекательный процесс, связанный с углублением знаний, с поиском нетрадиционных путей решения проблемы и творческого подхода к выполнению заданий.
Задачи, которые ставит перед собой проведение школьных олимпиад: 1. Выявить одаренных, творчески мыслящих детей, способствовать развитию творческого потенциала; 2. Развивать у школьников интерес к предмету «русский язык», сформировать желание работать с разными источниками информации, в том числе и со словарной и справочной литературой. 3. Формирование у школьников чувства патриотизма, уважения к языку как носителю исторического прошлого России. 4. Углубить знания учащихся по предмету, расширить кругозор учащихся. 5. Оказать помощь в осознанном выборе индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Требования к организации, проведению и содержательной стороне олимпиад по русскому языку школьного тура: 1. Необходимо проведение олимпиад не только в классах, учащиеся которых выходят позже на районные, муниципальный, региональный и т.д. этапы, но и в младшем и среднем звене. 2. Наиболее продуктивным является использование очно-заочной формы проведения олимпиады. 3. Олимпиады по характеру деятельности должны быть комбинированными, т.е. включающими и теоретическую, и практическую работу. 4. Олимпиадные движения в школе должно длиться весь учебный год. 5. Перед написанием олимпиады необходимо познакомить детей с правилами организации олимпиад, типологией заданий. 6. В олимпиаде должны быть представлены все разделы науки о языке. 7. Задания школьного уровня должны быть разного уровня сложности, решение не должно быть громоздким. 8. Задания должны носить элемент занимательности. 9. Необходимо при составлении олимпиад учитывать и возрастные психофизические особенности детей. 10. Количество заданий может быть большим. 11. По возможности включать олимпиадные задания в структуру уроков русского языка и литературы.
Примерные олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса: 1. Разберите слова по составу: стекло, опасно, вечером, пейзаж, пилотаж. 2. Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий: доярка- машинистка- медсестра- 3. Укажите количество звуков в следующих словах: песчаный, сумма, звездный, объединиться, грамматика, сжечь. 4. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, одобрять, прославлять. 5. Разберите по членам предложения: 1) Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (И.А. Крылов) 2) Быть вежливым – обязанность каждого человека. ( А. с. Пушкин)