Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2
Цель работы выявить особенности мотива одиночества в лирике Серебряного века.
Задачи: 1. Определить место, роль и значение мотива и темы одиночества в отечественной лирике XIX века; 2. Дать характеристику мотива одиночества в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева; 3. Определить тенденцию развития мотива одиночества в лирике этих поэтов; 4. Исследовать специфику мотива одиночества в «трилогии вочеловечения» Блока; 5. Выявить специфику одиночества лирического героя ранней поэзии А.Ахматовой; 6. Охарактеризовать мотив одиночества ранней лирики В.Маяковского
Мотив одиночества в отечественной лирике XIX в Сердцу скучно одному – Свет пустыня, мрак ему Н. М. Карамзин Я один с безмолвною тоской Беседую в ночи с задумчивой луной К. Н. Батюшков Одна моя любовь не спит… Г. Р Державин
М. Ю. Лермонтов «Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа» Везде один, природы сын…
А. С. Пушкин «Живу печальный, одинокий И жду: придёт ли мой конец?» «Мне кажется: на жизненном пиру Один с тоской явлюсь я, гость угрюмый, Явлюсь на час – и одинок умру.»
Ф. И. Тютчев «Другому как понять тебя?»
Особенности мотива одиночества в лирике Серебряного века «Он проклял мир, и вечно одинок…» Бальмонт «Я в леса бежал из городов. Вот я один с самим собой…» Гумилёв
«Трилогия вочеловечения» А. Блока Герой блоковской лирики может представать иноком, Гамлетом или посетителем ресторана, но всякий раз это воплощение одной души – одного мироощущения, одного способа мышления
Вочеловечение – (в христианской традиции) явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике.
Спалена моя степь, трава свалена, Ни огня, ни звезды, ни пути… И кого целовал – не моя вина, Ты, кому обещался, - прости…
Одиночество лирического героя в лирике А. Ахматовой Чувство одиночества героини – это, прежде всего, осознание разъединённости с любимым человеком
И мнится мне, что уцелела Под этим небом я одна, - За то, что первая хотела Испить смертельного вина.
Мотив одиночества в ранней лирике В. Маяковского Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясённый противоречиями действительности.
Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека!
Выводы 1. В русской литературе мотив одиночества впервые появляется у сентименталистов и ранних романтиков в элегиях и песнях: Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, А. А. Дельвиг. 2. В поэзии М. Ю. Лермонтова одиночество – это одновременно и мотив, и сквозная, центральная тема его поэзии; А. С. Пушкин под эпитетом одинокий характеризовал обычно переходящее настроение и времяпрепровождение, а для тютчевского одиночества характерно стремление замкнуться в себе, погрузиться в мир собственных чистых грез, желание отрешиться от эгоистического бытия, уйти от себя в большой мир природы или к другой личности. 3. Через стихи «трилогии вочеловечения» А. Блока проходят образы одинокого, чуждающегося людей, уходящего от них лирического героя и героя - одинокого скитальца, познавшего горечь утрат, боль поражений и ищущего единения и уединения с Россией. 4. Мотив одиночества заявлен в лирике Ахматовой темой расставания, избранничества, поиска в окружающем ее бытии более прочных и общезначимых основ, чем индивидуальные трагические усилия одинокого человека, противоборствующего с самим собой и окружающей его глухой стихией. 5. Лирический герой Маяковского любит людей, стремится сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее, но он одинок, и встречает только равнодушие и неприятие.