СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ К МОМЕНТУ ПРИХОДА РЕБЕНКА В ШКОЛУ СИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НОВАЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА А) ПОТРЕБНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ (НОСИТЬ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ, РАНЕЦ) Б) ВКЛЮЧИТЬСЯ В НОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ, ЗАНЯТЬ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭТО СУБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ОБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, С КОТОРЫМИ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ В ШКОЛУ ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕТЬМИ СЕМИ ЛЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2-3 ГОДА СНИЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ УРОВЕНЬ ОБЪЕКТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ПОВЫШАЕТСЯ УСЛОЖНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЧЕРТЫ МОТИВАЦИИ 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 2. ШИРОТА ИНТЕРЕСОВ (ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИХ ИНТЕРЕСУЮТ МНОГИЕ ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ НЕ ВХОДЯТ В ПРОГРАММУ ДАЖЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ) 3. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ШИРОКОЙ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ) 4. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ И ГОТОВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВЫПОЛНЯТЬ ЛЮБЫЕ ЕГО ЗАДАНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОНИМАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ УЧИТЬСЯ
МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕЕТ И РЯД НЕГАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕРЕСЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НЕУСТОЙЧИВЫ, Т.Е СИТУАТИВНЫ МАЛООСОЗНАННЫ НЕДОСТАТОЧНО ДЕЙСТВЕННЫ
ДИНАМИКА МОТИВОВ I II III ИНТЕРЕС К ВНЕШНЕЙ СТОРОНЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ (СИДЕНИЕ ЗА ПАРТОЙ, НОШЕНИЕ ФОРМЫ И Т.Д. ИНТЕРЕС К ПЕРВЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ТРУДА (К ПЕРВЫМ НАПИСАННЫМ БУКВАМ И ЦИФРАМ) ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ, СОДЕРЖАНИЮ УЧЕНИЯ ИНТЕРЕС К СПОСОБАМ ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ IV
ТАКОВА КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЕСЛИ ПРОСЛЕДИТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ДИНАМИКУ, ТО ОТМЕЧАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ К КОНЦУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ЭТУ ТЕНДЕНЦИЮ К «МОТИВАЦИОННОМУ ВАКУУМУ» НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НАБЛЮДАЮТ УЧИТЕЛЯ, ЕЕ ФИКСИРУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОЧЕМУ? 1. УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ НА СООБЩЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, НА ИХ ЗАПОМИНАНИЕ. АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА НОСИТ ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ХАРАКТЕР 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ПЛОХОЙ ОТМЕТКОЙ, СНИЖАЮЩЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ И ЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ 1. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ, УВЛЕЧЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. СТРЕМЛЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ 3. СТРЕМЛЕНИЕ ВЫЯСНИТЬ НЕПОНЯТНОЕ 4. АКТИВНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УРОКА (ПОДНЯТИЕ РУКИ, ХАРАКТЕР ОТВЕТА) 5. ДОПОЛНЕНИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ ТОВАРИЩЕЙ 6. ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯМ И ТОВАРИЩАМ 7. АДЕКВАТНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА УСПЕХ, НА НЕУДАЧУ
ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЧТО МЕНЯТЬ? СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХАРАКТЕР И УРОВЕНЬ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИМСЯ
МЕТОДЫ, МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: - ДОСТУПНЫ (УСПЕШНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ ПОНИМАНИЯ - РАЗНООБРАЗНЫ (ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РАБОТ