ведущие парадигмы образования 1
Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культурологическая Парадигма это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе. ведущие парадигмы образования 2
Когнитивная парадигма 3 Когнитивный (лат. cognitio «знание») относящийся к познанию только на основе мышления Знания, умения, навыки Цель обучения Преподаватель, учитель Источник знаний объект Обучаемый «проекция» науки Учебный предмет Научные знания Учебный материал Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей.
Личностно-ориентированная парадигма В рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. ведущие парадигмы образования 4 Они стали предпосылкой личностно-ориентированной парадигмы образования, утвердившейся в конце 80-х гг. XIX в.
ведущие парадигмы образования 5 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.» Важную роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др. А. Дистервег ( ) выдающийся немецкий педагог-демократ, создатель дидактики развивающего обучения Основоположники личностно- ориентированного подхода
ведущие парадигмы образования 6 сущность личностно-ориентированного подхода отношение педагога к учащемуся как к личности Самостоят ельное развитие Воспитате льное воздействие Последова тельность и ответственность Субьект- объектные отношения Субъект- субъектные отношения Когнитивная педагогика личностно- ориентирован ной педагогика
Отношение между преподавателем и учащимся личностно-ориентированной педагогике ведущие парадигмы образования 7 Преподаватель (субъект) (субъект) Содержание, формы, методы, средства Ученик (объект) Когнитивная(традиционная)педагогика Преподаватель (субъект) (субъект) Учащийся Учащийся Формы, методы, средства Содержание (объект) Личностно-ориентированная педагогика
Функционацистская парадигма Социальный заказ общества на образование.Образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Функционалистский подход состоит в том, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества. ведущие парадигмы образования 8
Культурологическая парадигма На принцип кулътуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры. ведущие парадигмы образования 9 К.Д. Ушинский М.М. Бахтин е годы B.C. Библер
Основные ценности культурно- ориентированного образования: Ценности человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурно развивающая среда; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. ведущие парадигмы образования 10
Основные принципы культурологической концепции Е.В. Бондаревского: главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре образование это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры; объектом и целью образования является человек культуры; необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания. ведущие парадигмы образования 11
Культурные функции образования: гуманитарная (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности); культура созидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования); социологизаторская (усвоение и воспроизводство социального опыта). ведущие парадигмы образования 12
Выводы :взаимосвязь культуры и образования ведущие парадигмы образования 13 Культура Образование Человек культуры и образования Культурологические аспекты культуры Образовательные аспекты культуры 1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию.
Выводы :взаимосвязь культуры и образования 1. Культура и образование связаны между собой: - общим объектом - общим объектом - общечеловеческими ценностями - общечеловеческими ценностями -творческим характером культурно-образовательной деятельности. -творческим характером культурно-образовательной деятельности. -общими функциями -общими функциями 2. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры. 3. Учитель должен быть носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности учеников. 4. Педагогическая деятельность это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков. 5. Всякая история есть история культуры и образования. ведущие парадигмы образования 14