Образование как социокультурный феномен 1
Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей. Аристотель Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я. А. Коменский 2 Образование как социокультурный феномен
§ 1. Сущность, аспекты и функции образования ОБРАЗОВАНИЕОБРАЗОВАНИЕ Сущность Аспекты Функции Основные трактовки понятия «образование» Образование как ценность, система, процесс и результат Социальные и личностные 3 Образование как социокультурный феномен
Сущность образования Образование - обучение и просвещение либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально - исторического опыта и собственного развития, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков. С. И. Ожегов 4 Образование как социокультурный феномен
аспекты образования : образование как ценность, образование как система, образование как процесс образование как результат Многоаспектность образования (по Б.С. Гершунскому) 5 Образование как социокультурный феномен
Многоаспектность образования ( по Б. С. Гершунскому ) Образовани е как ценность Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. образование Ценность государственная Ценность личностная Ценность общественная 6 Образование как социокультурный феномен
Образование система 1)образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; 2) сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно- правовых форм, типов и видов 3) органов управления образованием, подведомственных им учреждений и предприятий Образование является открытой социальной системой. система образования в России: 7 Образование как социокультурный феномен
Образование как процесс Алгоритм деятельности планирование и осуществление образовательных действий контроль, анализ результатов отбор содержания и средств достижения целей; анализ исходной ситуации Взаимная деятельность Личность обучающего Личность обучаемого Системообразующим элементом образовательного процесса является цель. 8 Образование как социокультурный феномен
Образов ание как процесс устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала. Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результат образовательного процесса - уровень развития субъектов этого процесса и уровень развития самого образовательного учреждения. Компонент ы образовательного процесса цель задачи содержание деятельность эффективность формы Результатметоды 9 Образование как социокультурный феномен
Образован ие как результат Образование как результат : грамотность образованность Проф. компетентность культура менталитет 10 Образование как социокультурный феномен показателями результативности являются: 1) реализация образовательных стандартов; 2)развитие учебно- материальной базы и образовательных технологий; 3)развитие системы органов управления образованием; 4) уровень физического, психического, интеллектуального развития обучающихся; 5)качество знаний, умений и навыков; 6)сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию. 7)уровень сформированности культуры; Результативность образования можно определить по уровню как развития обучающихся и самой системы образования.
передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры ; генерирование и хранение культуры общества ; социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество ; определение статуса личности ; социальный отбор, дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи ; создание базы знаний для последующего непрерывно го образования социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий социальный контроль Функции образования : 11 Образование как социокультурный феномен
1) цели и задачи его определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития. 2) открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления ; 3) целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования ; 4) достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. 5) По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием. Характеристики образования 12 Образование как социокультурный феномен