Определение ДО Основные компоненты технологий ДО Формы обучения Средства обучения Основными компонентами программного продукта для ДО Система Дистанционного Обучения Разработка учебного курса на базе новых технологий 2
- онлайн обучение или интернет обучение на основе современных информационных технологий удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы ( проблема качества образования ) постиндустриального общества. Из всех существующих технологий дистанционного обучения наиболее перспективной является Интернет - технология ( Интернет - обучение ). 3
Необходимо отметить, что во многих странах используют различные термины, понятия, определения дистанционного образования и обучения, такие как виртуальное, открытое, онлайновое, электронное, а Вузы, в которых дистанционно обучаются более студентов из различных стран мира, относятся к мега - университетам. 4
Структура дистанционного курса 1 Средства доставки учебных курсов 2 Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися. 3 Методы оценки знаний обучающих. 4 Уровень подготовки преподавателей. 5 5
Структуризация курса должна обеспечивать возможность вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность, т. е. осуществление процесса учения, а не преподавания. Курс должен быть структурирован не только по темам, но и по уровням сложности, с учетом различной степени подготовки обучающихся. 6
В настоящее время существует множество различных средств доставки учебного материала : почта, телефон, факс, Internet, электронная почта, телеконференция, электронная доска, спутниковые образовательные системы, интерактивное телевидение, радио, а также CD-ROM и аудио – видеокассеты. 7
Технологии ДО подразумевают множество средств обратной связи ( почта, телефон, факс, электронная почта, интерактивное телевидение, телеконференция, средство переговоров в реальном масштабе времени (IRC) и непосредственное общение ) и способов взаимодействия ( синхронных и асинхронных ) преподавателя и обучаемых. 8
Синхронные способы основаны на одновременном участии преподавателей и студентов в процессе обучения в реальном времени. 9 Доставка знаний обеспечивается интерактивным телевидением, видеоконференциями и спутниковыми образовательными системами.
Асинхронные способы взаимодействия предоставляют студентам возможность учиться по индивидуальному расписанию в удобное для них время. 10 Доставка знаний обеспечиваться за счет Internet, CD-ROM, аудио - и видеокассет, электронной доски, электронной и обычной почты, радио, а взаимодействие осуществляется посредством почты, телефона, факса, электронной почты.
Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный ( встроенный в учебный материал и контроль со стороны преподавателя ), так и отсроченный контроль знаний ( тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены, дипломная работа ). 11
Преподаватели, осуществляющие образовательный процесс с использованием различных технологий ДО ( тьюторы ), работают на расстоянии или контактно с обучающимися. ТЬЮТОР ( англ. tutor) в условиях дистанционного обучения в Интернет - среде : преподаватель - консультант ; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях. 12
Большой вклад в развитие ДО в странах СНГ внесли : ректор Современной гуманитарной академии ( СГА ), профессор Карпенко М. П.; ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, профессор Тихомиров В. П.; ректор Харьковского гуманитарно - технического института ( ГТИ ), профессор Преждо Л. Н. 13
14 лекции ( контактные, видеолекции, спутниковые и слайд лекции ); домашние задания ( глоссарное обучение и алгоритмическое усвоение умений ); активные семинары и практики ( деловые, ситуационные игры, вопросы и ответы, дискуссии, круглые столы ). лабораторные компьютерные занятия ; курсовые и самостоятельные работы ( письменные или устные ); консультации письменные экзамены по дисциплинам
15 типографский учебник аудио - видео - учебные материалы интерактивное телевидение компьютерные интерактивные обучающие системы в мультимедийном варианте электронные библиотеки контрольно – тестирующие комплексы
16 средство ( а ) разработки учебного контента (Authoring tools) система управления обучением (CMI или LMS - Learning Management System)LMS система обмена информацией между участниками учебного процесса система доставки учебного контента ( как правило веб - сайт )
17 Learning Management System (LMS) - в русской терминологии Система Дистанционного Обучения ( СДО ) - программное обеспечение, управляющее процессом электронного обучения. СДО ведет учет учащихся, учебных материалов, результатов обучения.LMS СДО
18 Учет учащихся, персонализация и разграничение прав доступа к учебным материалам Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования Управление и интеграция с механизмами электронного общения Подготовка оперативной и аналитической отчетности Интеграция с внешними информационными системами
19 Функции управления процессом обучения Общение Групповое обучение Работа преподавателя Администрирование системы Создание курсов Администрирование системы ( технические аспекты ) Ограничения системы Дополнительные факторы
20 - лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию ; - лица, желающие повысить свою квалификацию в какой - либо области знаний ; - лица с ограниченной свободой перемещения : - инвалиды ; - русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья, и. т. д.
21 Определение: целей курса; путей достижения целей курса; способов предоставления материала; методов обучения; типов учебных заданий, упражнений; вопросов для обсуждения; путей организации дискуссий; способов взаимодействия и коммуникации.
22 Осуществляет группа (команда) специалистов: преподаватели-дизайнеры курсов; специалисты по технологиям (телевизионной и видеосъемке, компьютерной графике, сетевым технологиям и др.).
Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе, с целью повышения эффективности образования. 23
24 Выбор той или иной технологии для реализации дистанционного обучения существенным образом зависит от большого числа обстоятельств.
25 Во - первых, недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры региона, где находится учебно - консультационный пункт, осуществляющий поддержку профессиональной образовательной программы. Во - вторых, во многих регионах России даже такая " традиционная " технология, как электронная почта, пока еще не может быть использована для обучения.
26 В - третьих, подключение к Интернет по низкоскоростным телефонным каналам позволяет использовать электронную почту, но использование интерактивных Web- технологий может оказаться затруднительным. В - четвертых, еще сложнее оказывается реализация компьютерной видеоконференцсвязи. В - пятых, трудность считывания больших объемов информации непосредственно с экрана монитора.
27 Наиболее перспективным является вариант - использование в учебном процессе только КВКС ( компьютерная видеоконференцсвязь ) коммуникаций, несмотря на все достоинства этого средства коммуникаций, не позволит создать эффективную среду обучения.
28 Вместе с тем, будучи подкрепленной другими средствами ( печатными и электронными учебниками, аудио - и видео кассетами, учебными материалами, распространяемыми в среде WWW- серверов, общением преподавателя и обучаемого посредством электронной почты и т. д.), КВКС может заметно повысить эффективность ДО, увеличить дидактический потенциал такого комплекса.
29 можно рекомендовать следующее относительное распределение различных форм " доставки " учебной информации обучающемуся : учебные материалы в печатном виде ( традиционные технологии заочного обучения ) % учебные материалы, размещаемые на WWW- сервере % компьютерная видеоконференцсвязь % другие формы доставки учебной информации %.
30