ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА
1.«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
1. … Попробуем разобраться в этом высказывании. Я думаю, что под «словарём» автор подразумевает лексику – словарный состав языка. Действительно, для всего, что нас окружает, для всего, что мы видим и чувствуем, есть в русском языке подходящие слова. Так, в предложении … текста …
А грамматика - это правила, по которым мы можем соединять слова в связные высказывания. Например, в предложении… Таким образом, благодаря лексике и грамматике люди могут думать и общаться.
2. Лексика и грамматика тесно связаны. Лексика включает в себя словарный состав языка, а правила грамматики помогают построить из этих слов связное высказывание. Точно и правильно выразить мысль мы сможем, используя лексику и грамматику. Докажем это, обратившись к тексту…
3. Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.
4. Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
2.«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский
1. Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы,
не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор» в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.
9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
13.«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова
Слово может включаться в предложение, только объединившись с другими словами, обладающими лексическим и грамматическим значением. Приведу примеры из текста К.Осипова.
25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский
27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский
Иметь богатый словарный запас еще не значит быть грамотным человеком. Вот когда "великое множество слов" соединяется с умением грамотно их писать, объединяясь в словосочетания и предложения, тогда и можно говорить о грамотности. Докажем это, обратившись к тексту Ю.Т. Грибова.
30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов
1. Фразу Г. Степанова я понимаю так. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из текста Ф. Искандера.
2. Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явленияк действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи?
3. Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Тест 5 «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин
1. Смысл высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Приведу примеры из текста Т.Устиновой.
2. Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
3. С помощью законов грамматики, правил пунктуации и синтаксиса человек может создать связное высказывание, чтобы наиболее точно и полно выразить свою мысль.
ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС
Тест 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Синтаксис играет очень важную роль в русском языке. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, помогает правильно строить предложения и расставлять знаки препинания, позволяет нам наиболее точно выразить мысли. Докажем это на примерах из текста…
Тест 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин
1. Эту фразу русского писателя Б.В.Шергина понимаю так: несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке», ведь письменная речь всегда редактированная.
В ней преобладают сложные развернутые предложения, простые, осложненные причастными и деепричастными оборотами, обращениями, вводными словами. В устной же речи наблюдаются простые, неосложненные предложения, неполные предложения.
2. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания, которые, участвуя в обработке устной речи, помогают «перенести» эти жесты и мимику на бумагу. Приведу примеры.
СИНТАКСИС. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Тест 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова
Эту фразу я понимаю так: слова имеют способность соединяться по смыслу и грамматически в составе словосочетания. Приведу примеры из текста А.Лиханова.
В предложении 1 слова «плескаться» и «соцветия», соединившись по смыслу и грамматически при помощи предлога «в» и окончания «-як» зависимого существительного, создали словосочетание «плещется в соцветияк», которое более четко определяет действие предмета, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.
В предложении 9 нахожу словосочетание «непонимающие глаза», где два слова проявили способность, соединившись в составе словосочетания,при помощи окончания -ие зависимого причастия точнее определять признак предмета.
Таким образом, могу сделать вывод: права была лингвист И.И. Постникова, утверждавшая, что «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
ПУНКТУАЦИЯ
Тест 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова
Каждый пунктуационный знак выполняет определённую функцию. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Докажу это примерами из текста…
БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ
Тест 17 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор
Писатель при помощи точно подобранных слов передаёт свои мысли и чувства. Читатель, воспринимая написанное, понимает замысел автора.
БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ТОЧНОСТЬ СЛОВА
Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
1. Нет во Вселенной предмета, для которого не придумал человек точных слов. Особенно богат на выражения русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту Ю. Яковлева.
2. Русский язык – один из самых богатых языков. Сколько в нём средств выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения! С помощью них мы можем выразить любые мысли и чувства.
3. Русский язык обладает огромным лексическим запасом. Богатство и разнообразие русского языка позволяет выбрать слово, которое наиболее точно называет тот или иной предмет, его признаки, передаёт чувства и мысли говорящего. Докажем это…
Тест 35 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко
Тест 3 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
1. Русский язык является одним из богатейших языков в мире. Он обладает возможностью подбора точного слова, чтобы наиболее полно передать мысли и чувства говорящего. Докажем это на примерах из текста…
2. Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста А.Алексина.
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла»,- утверждал К.А.Федин. Действите льно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.
Тест 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин.
1. Языковые единицы (слово, словосочетание, предложение), удачно используемые в тексте, - главное достоинство речи автора.
2. Языковые единицы, о которых пишет лингвист Б.Н. Головин, - это слово, словосочетание, предложение. Именно они, по мнению учёного, при удачном отборе помогают нам сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из предложенного текста.
3. По мнению известного русского лингвиста Б.Н. Головина, удачно подобранные языковые единицы, такие как звук, слово, словосочетание, предложение, помогают автору выразить свои мысли и чувства. Докажем это на примерах из текста…
Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков
1. Использование изобразительно- выразительных средств в речи делает её более образной, эмоциональной. А читателю эти средства помогают лучше представить создаваемый образ.
2. Я понимаю это высказывание так: с помощью тщательно подобранных средств выразительности автор может очень точно передать свои мысли и чувства, впечатлить читателя.
3. Я согласна со словами лингвиста А. И. Горшкова: образность, эмоциональность и выразительность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
Тест 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова
Е.В Джанджакова считает, что «художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Что помогает писателям выразить свою мысль ярче? Изобразительно- выразительные единицы языка, лексические и синтаксические средства. Обратимся к тексту Л.Н.Андреева.
Тест 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик
Эту фразу лингвиста Г.Я.Солганика понимаю так: особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста В. П. Астафьева.
Тест 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мысляк, чувствах». Илья Наумович Горелов
Тест 29 «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой
НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА
Тест 4 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня
1. А.А. Потебня прав, ведь глаголы в условном и повелительном наклонении не изменяются по временам, поэтому обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условияк.
2. Смысл высказывания я понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условияк, существующие только в мысли говорящего.
3. В русском языке есть три наклонения. Только глагол в изъявительном наклонении обозначает реальное действие. Глагол в условном наклонении обозначает желаемое действие, которое может произойти при определённых условияк. Употребляя глагол в повелительном наклонении,
человек побуждает кого-то к действию, которое, может, и не будет выполнено. Таким образом, условное и повелительное наклонения выражают не реальное, а только предполагаемое действие.
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Тест 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия
1. Диалог играет большую роль в тексте. Из диалога мы можем узнать настроение, характер, привычки, видение мира героя. Докажем это, обратившись к тексту…
2. Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, характеризует героев. Приведу примеры из книги А.Экзюпери.
Тест 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
1. Язык играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Он помогает нам не только выразить свои мысли, но и является средством характеристики человека, отображая его внутренний мир, эмоциональное состояние, характер. Докажем это…
2. В речи человека находит своё отражение его уровень культуры, темперамент, внутренний мир.
3. Я понимаю это высказывание так: по интонациям и словам, которые выбирает человек, можно судить о его внутреннем мире и эмоциональном состоянии. Обратимся к тексту…
Тест 12 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина
Высказывание М. Н. Кожиной я понимаю так. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Одним персонажам мы от всей души сочувствуем, даже любим их, поступки других - нас возмущают.
Тест 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц
Тест 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Эту фразу немецкого лингвиста Георга фон Габеленца понимаю так: лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Приведу примеры из текста В. Осеевой.
Тест 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр
БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ЭПИТЕТЫ
Тест 11 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий
1. Эпитет – это образное определение какого-либо предмета или явления. В тексте эпитеты могут усиливать различные чувства и эмоции говорящего, выражать авторскую оценку. Докажем это…
2. Русский лингвист А.А.Зеленецкий утверждал: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Красочные определения, на мой взгляд, помогают автору живо и наглядно рисовать изображаемое. Приведу примеры из текста Э. Сетон-Томпсона.
МОРФОЛОГИЯ. МЕСТОИМЕНИЯ
Тест 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Александр Александрович Реформатский
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, признаки, количества, а только указывает на них, помогая избежать повторов. Если бы не было в русском языке знаменательных частей речи,
то не на что было бы указывать, и местоимения были бы не нужны. Докажем это на примерах из теста…
Во-первых, в предложении 22 местоимение «он» заменяет слово «Демосфен» и помогает избежать повтора. Во-вторых, в предложении 28 местоимение «которым» не только заменяет слово «упорство», но и выполняет роль союзного слова, присоединяющего придаточное предложение.
ЯЗЫК. СИСТЕМА ЯЗЫКА
Тест 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Тест 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Тест 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко
1.… Разберёмся в этом утверждении. Язык – это система правил, законов. Речь – это язык в действии. При помощи речи мы общаемся.
2. Попробуем разобраться в смысле этих слов. В память человека заложена огромная «кладовая». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, как только они начинают говорить. А речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми, для разговора с самим собой.
3. Я согласна с высказыванием Андрея Александровича Мирошниченко: "Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет". Я думаю, что мало знать язык, надо ещё уметь говорить. Правильно подбирать слова в зависимости от стиля, от ситуации… Докажу это на примере текста Н.Гарина-Михайловского.
ЯЗЫК УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ
Тест 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко
Действительно,различия между устной и письменной речью существуют. В устной - человек говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе говорения, а в письменной - мы можем возвращаться к написанному и совершенствовать его. Приведу примеры из текста В. Железникова.
АБЗАЦ
Тест 36 «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально- авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина
Эту фразу я понимаю так: в каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно- тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.
В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.
А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во- вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия».
Таким образом, могу сделать вывод: права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально- авторскую особенность оформления текста».