теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин). Роль устного народного творчества во всестороннем воспитании детей ( М.М. Конина, Н.С. Крапинская) Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками ( А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Л.Я. Панкратова, Л.М. Гурович)
Актуальность опыта определяется ролью, которую играет волшебная сказка в развитии образности речи ребёнка. Сказка имеет важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
обоснование педагогической методики и поиск путей формирования образности речи детей старших дошкольников посредством волшебной сказки теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической технологии формирования образности речи старших дошкольников посредством волшебной сказки. процесс формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста педагогическая технология формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста.
1. выявить психологические особенности развития образной речи на основе волшебной сказки; 2. разработать и экспериментально проверить методику использования волшебной сказки в формировании образности речи детей пяти-шести лет; 3. исследовать динамику изменения уровня сформированности образной речи детей в процессе экспериментальной работы.
теоретические (изучение и анализ психолого- педагогической и философской литературы) эмпирические (беседы с детьми, анкетирование родителей, наблюдение и т.д.) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). методы обработки данных (количественный и качественный анализ)
М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е дошкольное образовательное у ч р е ж д е н и е детский с а д к о м б и н и р о в а н н о г о в и д а 6 г о р о д а Б е л г о р о д а
Образность речи - это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами (от греч. тропос (образ.) - слова, употребленные в переносном, образном значении). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий Заложенные в волшебных сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Волшебные сказки, как подчеркивал В.Я. Пропп, «выделяются не по признаку волшебности или чудесности…а по совершенно четкой композиции» Сказка - один из самых популярных жанров художественной литературы. Это один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов, подразделяющийся на жанры. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки.
«Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса». К. Д. Ушинский
Констатирующий этап Цель: Выявление уровня сформированности образной речи у детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении
Результаты констатирующего этапа
Технология формирования развития образности речи посредством волшебной сказки
Методы использованные в работе Целенаправленное наблюдение Игровой метод Метод узнавания и воспроизведения экспериментирование Оценка и суждение
Контрольный этап Цель: выявить динамику сформированности образной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием волшебной сказки на формирующем этапе эксперимента.
Сравнительная диаграмма сформированности образной речи детей экспериментальной группы
Сравнительная диаграмма сформированности образной речи детей контрольной группы
Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что созданная технология эффективна и может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений.