Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 2
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение определять понятия, создавать обобщения; 2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3. смысловое чтение. 3
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; 2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 3. умение планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); 5. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 4
Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1. воспитание российской гражданской идентичности 2. формирование ответственного отношения к учению 3. формирование целостного мировоззрения 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества; 11. развитие эстетического сознания. 5
Компетенция - это принятый в культуре образец поведения КОМПЕТЕНТНОСТЬ – присвоенный культурный способ поведения + готовность действовать адекватным образом в определенной ситуации: «Я могу и я хочу это делать»
Личностные компетенции Постепенно научиться рефлексии собственного познавательного стиля –Умение опираться на собственные способности, –Знать границы своих возможностей –Искать помощи у компетентных людей НО СНАЧАЛА - ПЕРЕЖИТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ПОЗНАНИИ ЧЕГО-ТО («Мы делаем детей»
Пример личностных компетенций школы Макса Брауэра в Гамбурге Программа школы построена на следующих принципах: Выработать уверенность в себе и привычку опираться на свои силы Научиться учиться, чтобы в будущем самостоятельно осваивать новые знания и приобретать навыки Принимать ответственность за себя и других Мыслить и действовать последовательно, чтобы понимать сложность жизни, и решать проблемы совместными усилиями.
Явление НедостаткиГде?Что нужно сделать? Интеграция Отсутствие социальной, экономической и языковой интеграции. Ученики из семей иммигрантов или из семей социальных классов с другими образовательным и стандартами. Образовательная интеграция в школах. Насилие Отсутствие программ по предотвращению или их плохая реализация В школе, на школьном дворе и в свободное время. Программы по предотвращению: урегулирование конфликтов, посредники. Плюрализм Нетерпимость к разнообразию В школах. Чему учат, методы обучения, культура, мнения Учить терпимости к социальному разнообразию и эмоциональной компетентности. Культура чувств, эмоций и сочувствия Культура чувств и эмоций не учитывается В учебе и обучении, общении Упор на искусство, развитие, этику, их интеграцию в изучаемые темы. Опыт реальной жизни, активность, креативность, здоровье Проблемы со здоровьем, малая активность, слишком много виртуального, слишком мало человек делает своими руками В школе и дома, учение и обучение через посредников. Больше требовательности к здоровью, реальным действиям, активной творческой работе.