Методика преподавания курса «История мировой культуры» З.И. Лозинг, заместитель директора гимназии 42
Назначение учебных циклов естественно-математический цикл удерживает целостность природы; социально-гуманитарный цикл удерживает целостность социума; художественно-эстетический цикл удерживает целостность искусства; философско-методологический цикл удерживает целостность мыследеятельности.
Идея курса Главная идея эпохи должна быть рассмотрена «глазами самой эпохи», поэтому главным идеям эпохи соответствуют и способы познания: мифологическая, религиозная, научная, методологическая формы познания.
Идеи эпохи в древнем мире – «Познание мира»; в средние века – «Познание высшей реальности»; в Новое время – «Познание объективной действительности»; в новейшее время – «Познание человека».
Базовые вопросы при изучении курса: Что есть мир? В чем смысл жизни? Каков Я, живущий в этом мире? Почему менялось мировидение человека от эпохи к эпохе?
Типология уроков урок планирования; урок решения учебной задачи; урок - практикум; урок - семинар; урок - контроля
Назначение уроков Урок планирования - формулируется проблема, переводится в познавательную задачу, которая будет решаться в рамках разделала. Результатом этого типа урока является разработанный учащимися план решения познавательной задачи и карта образовательных результатов. В рамках этого же урока определяется базовое понятие как необходимое средство для решения познавательной задачи, а, следовательно, формулируется учебная задача.
Урок решения учебной задачи - строится базовое понятие, позволяющее решать познавательную задачу.
Уроки – практикумы необходимы учащимся для проверки своих гипотез. На этих уроках учащиеся с помощью построенных понятий открывают новые знания. В рамках этих уроков учащиеся совместно с педагогом решают культурологические задачи, совершая постоянно действия от логически – абстрактного к логически – конкретному.
На уроках – семинарах идет работа с ошибками мышления, учащиеся учатся видеть за предметной ошибкой ошибки своего мышления.
Уроки контроля необходимы не только для проверки знаний, полученных в ходе изучения раздела, но и для самоконтроля: правильно ли была решена поставленная задача, правильно ли были подобраны способы их решения, на сколько эффективно была организована работа по решению познавательной задачи.