Романтизм во Французской живописи XIX века. Романтическое направление в различных областях искусства возникает в Европе в виде отдельных явлений в конце 18 века. В начале второго десятилетия 19 века создаются уже группы художников, которые представляют это направление в искусстве различных стран. Наибольшего своего расцвета в изобразительном искусстве романтизм достигает в период годов, а затем начинается длительный период спада и вырождения романтического направления.
Первым крупным мастером французской романтической живописи стал Теодор Жерико ( ). Первая картина Жерико, появившаяся в Салоне, «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей» (1812, Лувр)
Её написание обнаружило выдающийся талант молодого художника. Необычайная динамичность композиционного построения соединялась в этой картине с бурной, энергичной манерой письма и силой тоновых контрастов.
Эжен Делакруа. Делакруа родился в буржуазной семье, тесно связанной с республиканскими кругами. Он учился в мастерской Герена. Наибольшее влияние на формирование его таланта оказали дружба с Жерико, изучение творчества Гойи и старых мастеров, особенно Рубенса и Микеланджело. Впервые Делакруа выставил в Салоне большую картину «Ладья Данте» (1822).
В ней изображены Данте и Вергилий, переезжающие в ладье Ха-рона через адскую реку Ахерон. Все здесь полно романтической напряженности. Тьма ночи озарена кровавыми отблесками адских огней. Красный плащ Вергилия и белый талар Данте среди коричневатых обнаженных тел на фоне ночного неба создают драматические контрасты, содействующие силе общего впечатления.
Полная зрелость решения всех основных проблем романтической живописи была впервые достигнута в его картине «Хиосская резня» (1824). В основу картины было положено современное событие нападение турок на греческий остров Хиос, разгром этого острова, уничтожение городов и поселений, убийство и угон в рабство беззащитных людей. Во второй половине 20-х годов Делакруа пишет много картин на литературные мотивы. Особенно часто он берет их из английской литературы.
Жан Доминик Энгр. В его творчестве нашли свое продолжение профессиональные приемы и некоторые принципы творческого метода его учителя Давида. Однако то обстоятельство, что художественная деятельность Энгра проходила в иных, изменившихся, общественно-исторических условиях, определило принципиальное отличие классицизма Энгра от революционного классицизма Давида.
Программным выражением его художественной системы является произведение «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр). Фигура Гомера, напоминающая изображение римской статуи, помещена в центре картины. По сторонам симметрично расположены по образцу рафаэлевских композиций группы поэтов и художников носителей классической традиции, начиная с поэтов Древней Греции и кончая Корнелем, Расином и Пуссеном. Эта картина является как бы декларацией величия исторических традиций классики и объявлением представителей новейшего классицизма ее преемниками и продолжателями, единственными достойными наследниками великого прошлого.
Особенно яркого выражения система Энгра достигает в ряде изображений обнаженных женских фигур, наиболее известным из которых является «Источник» ( , Лувр). Характерно, что эта картина была закончена Энгром после долголетнего перерыва работы над ней, причем завершение не потребовало от художника сколько-нибудь значительной переработки сделанного ранее. «Источник» одна из лучших картин Энгра как по красоте и точности рисунка, так и по живописи. В картинах Энгра обнаженное тело всегда написано цельным локальным «тельным» тоном одним, более светлым, для женских, другим, более темным и коричневатым, для мужских фигур.
Поль Деларош ( ). Характерным представителем реакционной ветви романтизма был Поль Деларош. Его исторические картины пользовались большим успехом у буржуазной публики. Изображая эффектные мелодраматические сцены из французской и английской истории, Деларош уделял особое внимание точности воспроизведения обстановки, мебели, одежды, оружия.
Известнейшими картинами Делароша являются «Сыновья Эдуарда IV в Тауэре перед их убийством» (1830, Лувр) и «Оливер Кромвель у гроба Карла I» (1831, Ним, Музей). Обе картины рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя зловещими и мрачными событиями. Вторая картина была повторена Деларошем во время следующей революции.