Доклад на НПК 14 марта 2014 г. Камоско Ольга Яковлевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТЕХНИКУМА «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ» Руководитель музея Камоско Ольга Яковлевна г.Белогорск 2014 г «Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее».
Advertisements

К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя Ф.Бекон Технология музейной педагогики.
Школьный музей в образовательном пространстве школы.
МУЗЕЙ – дань моде или часть воспитательной системы УВК? Подготовили: Л.С. Березка С.А. Чуйкова.
Минералогические музеи, относящиеся к естественно - научным или, шире, к естественно - историческим музеям, имеют своей главной целью сохранение природного.
К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя Ф.Бекон Из опыта работы Корнилаева Александра.
«Ребенок в мире музея» дополнительный материал к статье «Основы музейной педагогики в ДОУ» Автор: Фоминых Елена Викторовна, старший воспитатель МКДОУ 15.
Выполнила: воспитатель Попова Т. В.. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка и взрослого,
СЕКЦИЯ 1 ВОЛКОВ С.В. «ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
Подготовила: Грахольская Наталья Романовна учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 40 г. Тверь.
1.Общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на идею спасения.
Музейная педагогика дает возможность: Музейная педагогика дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей.
Образовательная программа педагога дополнительного образования МБОУ СОШ 86 Усцелемовой Ларисы Геннадьевны «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида 45 «Рябинка» Автор: Миловидова Наталья Александровна Александровна.
Кружок «Юный музеевед» Учитель истории Мельниченко А.Л.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Транксрипт:

Доклад на НПК 14 марта 2014 г. Камоско Ольга Яковлевна

Музей - важнейший институт образования и культуры. Именно музей является центром сохранения культурного и исторического наследия и формирования культуры. Одновременно он служит местом хранения и передачи знаний, полученных на основе информационного потенциала предмета-подлинника, так и местом образовательной и рекреационной деятельности человека. Актуальность выбранной темы

«Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее». Профессор университета д-р Петер Кампитс, Вена, Австрия

«Может- ли быть образованный человек не воспитанным?» «А воспитанный человек - не образованным?» Задумайтесь! Да. В тюрьмах сидят и с двумя высшими образованиями !!! Может !!!! При желании он займётся самообразованием.

единство целостность общность о б у ч е н и е п р е п о д а в а н и е с а м о в о с п и т а н и е п е р е в о с п и т а н и е ОБРАЗОВАНИЕВОСПИТАНИЕ

- питание духовной оси человека образами прекрасного, возвышенного, исторического, культурного и ценного наследия цивилизаций ОСЬПИТАТЬ +

НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ Музей (от греч. μουσε ον дом (храм) Муз) – культурно- образовательное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию (экспонирование) памятников истории, материальной и духовной культуры. Педагогика (др.- греч. παιδαγωγική искусство воспитания, от πα ς ребёнок и γω веду ) наука о воспитании, обучении и образовании человека. Дословно: Веду ребенка к воспитанию через храм Муз

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место в музейно- образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса История музейной педагогики

Идея Теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.

Музейная педагогика – это отрасль музееведения. Она оформилась в научную дисциплину, сочетающую в себе элементы музееведения, педагогики и психологии. Утвердившееся в е годы в российском музееведении определение «музейная педагогика» обозначило как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Определение

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРА НАУКА ОБРАЗОВАНИЕПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ и КРАЕВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музейно-образовательного процесса.

Воспитание любви к техникуму, уважения к - педагогическому составу; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование разновозрастной совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Профориентационная деятельность. Задачи музейной педагогики в техникуме:

ПЕДАГОГ (от греч. paidagogos - воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, являются: 1. научить обучающегося видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; 2. формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; 3. формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; 4. развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; 5. формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Фондовая Экспозиционно-выставочная Профориентационная Организационно-массовая Экскурсионная Поисковая, исследовательская Научно-методическая Издательская Проектно-исследовательская НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

комплектование фондов, исследовательская работа, ведение документации: полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов, фото и видеосъёмки, голосовые записи ЧТО ЭТО ДАЁТ? В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация обучающегося поисковика- краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

О педагоге который занялся музейной педагогикой впервые в техникуме сейчас и пойдет речь. В 1994 году большую научно исследовательскую работу по поиску исторических данных по истории нашего города и истории техникума провел Олейников Геннадий Яковлевич он подключил к собирательской работе студентов, педагогов и родителей. Результатом коллективной работы стало создание музея. Создав великолепные экспозиции отвечающие духу того времени. С 1995 по 2005 годы Геннадий Яковлевич Олейников руководил краеведческим музеем в техникуме.

Экспозиционное направление. Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio изложение, описание.

В 2004 году к 40-летнему юбилею техникума Геннадий Яковлевич продолжил работу по поиску исторических данных по истории техникума. Проводились беседы и встречи с бывшими педагогами, поиски в архивах. Были собраны бесценные экспонаты и документы. С научными докладами по исследовательской работе ребята и педагоги выступали на научно-практической конференции техникума. Проводили экскурсии и встречи с первыми переселенцами и ветеранами Великой отечественной войны и ветеранами педагогического труда.

После 40-летнего юбилея краеведческий музей решили реорганизовать, создать музей истории техникума. С болью в сердце Геннадий Яковлевич смотрел на разорение своего детища. Фотографии и альбомы он передал на хранение Асташову Виктору Владимировичу. В процессе реорганизации музея, ценные экспонаты были утеряны, некоторые предметы переданы в городской музей на хранение.

ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ИСТОРИИ ТЕХНИКУМА «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ» В преддверии 50-летия техникума по инициативе директора Галины Ивановны Антоновой на основе собранных фото- документов решили создать музей истории техникума.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: КУЛЬТУРНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ Ведется на основании экспозиции и включает в себя : музейную педагогику, музейный маркетинг и научно- методическую работу

При разработке и проведении мероприятий и культурно- массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы : Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Програмность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого студента.

Эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются как массовые, групповые, так м индивидуальные. К массовым формам относятся: - театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Подготовка к проведению экскурсии

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: Проведение ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ для студентов и школьников

Встреча с воинами -интернационалистами

выступление студентки 11ХП Жигановой Ксении на НПК города и области. Участие в городских «ЕЛЬЧЕНИНОВСКИХ» И областных «МАШУКОВСКИХ ЧТЕНИЯХ»

Обязательным в музее ведется профессиональная ориентация Обязательным в музее ведется профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. система мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

информацию о профессиях; информацию о профессиях; совет на этапе выбора профессии; совет на этапе выбора профессии; поддержка и помощь в начале профессионального становления. поддержка и помощь в начале профессионального становления. Подача материала в игровой форме, посредством музея – будет более полезна и интересна !

4. Шоу «Научная кулинария или как испечь хлеб со знанием дела» 5. «Академия занимательных наук» -«Наука выживания» - Физика на службе человека 6. Изучение истории Отечества - стендовые доклады: «Участники Чеченской войны», рефераты, встречи с участниками войн, уроки мужества. Культурно-образовательные проекты 1.«Город мастеров». История промыслов, ремёсел в гербах, названиях улиц и площадей. (геральдика и топонимика) 2. Студия творчества «Мастер и подмастерье» профориентационные игры с тематическими станциями. 3. Проведение мастер-классов «Инженерная мысль или научно технический прогресс?» (о юных рационализаторах техникума) Где можно попробовать себя в роли различных ведущих профессий техникума: бухгалтера, коммерсанта, технолога и др.

1. ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО НУЖЕН МУЗЕЙ? ОТВЕТЫДля кого 1.1. Профориентация (нужен постоянный «поток» свежих сил) Школьники и дошкольники (по программе детский сад- школа-ССУЗ-ВУЗ) 1.2. Образование девиз: «Учиться – интересно! Учиться – с интересом!» Студенты и обучающиеся, и педагогический состав 1.3. Связь поколений Ветераны и молодёжь 1.4. Хранение и учёт. Экспонирование. Музейная работа

Музейная педагогика – важное направление в воспитании подрастающего поколения.

* Воздействует на систему ценностей учащихся; * Приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями Музейная педагогика

Не быть потребителем, а быть созидателем! Фантазия. Творчество. УСПЕХ!

Литература 1. Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000 г. 2. Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002 г. 3. Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г. 4. Нагибина А.В. Музей малочисленной школы, ж -л «Практика управления» 11, 2006 г. 5. Троицкий Ю.Л. «Дети пишут историю», ж -л «Преподавание истории в школе» 1, 1999 г. 6. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», Москва 2001