ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ МАГИСТРАНТ II-ГО КУРСА АЛИМОВ САНЖАР АЗИМБАЕВИЧ Научный руководитель: ст.преп. Светличная Н.К. Научный консультант: проф. Хамрокулов А.К. Ташкент 2011
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить и теоретически обосновать совокупность средств и методических условий, позволяющих успешно проводить физическое воспитание с детьми, имеющими нарушения осанки и ослабленное здоровье.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система физического воспитания детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности организации и содержание занятий физическими упражнениями с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. На основании теоретического анализа физиолого- педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм школьников с ослабленным здоровьем. 2. Определить содержание самостоятельных занятий физической культурой школьников с нарушением осанки. 3. Экспериментально обосновать эффективность методики проведения самостоятельных занятий при нарушениях осанки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что разработанные методики самостоятельных занятий адаптивной физической культуры позволят повысить функциональные показатели опорно-двигательного аппарата у школьников с нарушениями осанки, может быть использована педагогами и специалистами по физической реабилитации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы; антропометрические и функциональные измерения (плечевой показатель, окружность грудной клетки, спирометрия). контрольно-педагогические тестирования (тестирование уровня общей физической подготовленности школьников с нарушениями осанки); педагогический эксперимент, в ходе которого проводилась научно-объективная и доказательная проверка правильности обоснованной в начале исследований гипотезы, а также эффективность разработанной методики; математико-статистический анализ результатов исследования, для обработки и анализа экспериментальных данных применялись общепринятые в педагогике методы математической статистики.
СИМПТОМЫ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ Вид нарушения осанки Положение головы Положение плечевых линий Положение лопаток Положение остистых отростков позвонков Форма грудной клетки Форма живота Положение таза Треугольник талии (контуры) Сколиоз Наклонена в одну из сторон Асимметрия (чаще правая ниже) Асимметрия (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне) Отклонение в одну из сторон равномерно Асимметрия в положе- нии реберных дуг Чаще выпячен вперед Корпус смещен в сторону по отношению к тазу Асимметрия Круглая спина Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает Плечи сведены вперед Симметрия (нижние углы выступают сзади) Отклонение назад в виде тотальной дуги Запавшая, кифотичность грудного отдела Выпячен вперед Угол наклона таза уменьшен Кругло- вогнутая спина Наклонена вперед (шея кажется укорочен- ной) Плечи сведены вперед Плечи сведены вперед Посередине Грудные мышцы сокращены. спины - растянуты Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают Талия не контурируетс я Плоская спина Прямо, шея длинная Плечи опущены Крыловидные ПосерединеПлоская Втянут Угол наклона таза уменьшен (до 30%), ягодицы плоские
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 1. Упражнения для развития рационального дыхания. 2. Формирование правильной осанки и ее коррекция. 3. Индивидуальный подход к занимающимся.
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ Этапы исследования Физическая работоспособность, балл Экспериментальная группа (Х±σ) Контрольная группа (Х±σ) Исходные результаты 47.5± ±2.2 Промежуточные результаты 62.5± ±3.1 Заключительные результаты 84.4± ±2.7 Р0,05
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ (Х±Σ) Группы Жизненная емкость легких, л Р Исходная Промежуточн ая Заключитель ная Общий прирост Экспериментальн ая 2.8±0.63.2±0.43.4±0.30.6±0,04 0,05
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДВИЖНОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ Этапы исследования Подвижность позвоночника, см Экспериментальная группа (Х±σ) Контрольная группа (Х±σ) Исходные результаты +7.2±1.1 см+6.7±1.2 Промежуточные результаты 1.4± ±0.8 Заключительные результаты -4.5± ±0.9 Р0,05
ВЫВОДЫ 1. Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья школьников, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера. При длительном ограничении двигательной активности у детей наблюдается снижение уровня всех жизненных функций, ухудшение или извращение пластических процессов, сопровождающихся развитием атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, ухудшение гомеостаза и реактивности, снижение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма.
2. Изучение научно-методической литературы, анализ практического опыта использования средств физической культуры в занятиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья позволили установить, что двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима, но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности. Анализ и обобщение литературных данных позволили установить, что применяемые традиционные методики лечебной физической культуры могут быть расширены с включением режимов эффективной физической нагрузки для эффективности педагогического процесса.
3. Проведение корректирующих мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры способствовало повышению показателей жизненной ёмкости легких и приросту показателей физической работоспособности у школьников экспериментальной группы по отношению к контрольной с достоверностью Р
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !