Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Что такое сказкотерапия ? Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия позволяет выполнить определенные цели и решить необходимые задачи. Она используется: Сказкотерапия позволяет выполнить определенные цели и решить необходимые задачи. Она используется: * Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом; Как инструмент для передачи моральных правил и норм; * Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач; * Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
Источники сказкотерапии Источниками концепции сказкотерапии стали работы как зарубежных классиков, так и российских коллег : Б. Беттельхейма, К.- Г. Юнга, М.- Л. фон Франц, Э. Фромма, Э. Берна, Н. Пезешкяна, В. Проппа, А. Захарова, А. Гнездилова, Е. Романовой, М. Осориной. В 1997 году создан Санкт - Петербургский Институт Сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также проводит курсы повышения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.
Особенности организации сказкотерапии для детей дошкольного возраста : Дозированность информации при знакомстве со сказкой. Изначально возможно только прочтение сказки, рассматривание картинок, обсуждение поступков героев. Уже после этого сказка, независимо от её вида, должна быть не просто прочитана, но и обыграна, то есть инсценирована взрослым. Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации. Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребёнка. После прочтения сказки и её инсценирования необходимо побудить ребёнка к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке.
Распространенные методы работы со сказками : 1. Прочтите сказку и предложите ее обсудить ребенку; 2 Предложите сочинить сказку ребенку самому; 3. Предложите ребенку инсценировать с помощью кукольного театра или разыграть роли прочитанной сказки; Действительно, как показывает опыт, применяя психолого- педагогической работе с детьми метод сказкотерапии, значительно повышается уровень психического развития ребенка, гораздо шире раскрывается его творческий потенциал, он проходит этап становления как личности более мягко и последовательно, приобретает новый духовный опыт всего человечества через сказки. Плюс ко всему сказанному, благоприятно влияет на эмоциональную составляющую ребенка.