Личностно ориентированное обучение в младшем школьном возрасте Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии на примере безударных гласных в корне слова Учитель начальных классов МОУ «СОШ 32» г.Кургана Филимонова Наталья Валерьевна
Основные требования к личностно- ориентированному уроку Цель: создание условий для познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели: На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Обучение учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методических положений: Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков Орфографический навык, как и любой другой, - это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свертывания умственной деятельности». «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение же правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.
Орфографический навык включает в себя: умение увидеть орфограмму; умение отнести выделенную орфограмму к определенному типу; умение писать в соответствии с основным законом письма (слабую позицию проверяй сильной) или соответствующим правилом.
Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции – «шаги»: 1. «Ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится; 2. Если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый; 3. Если безударный гласный является проверяемым, проверить его; если безударный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.
Наиболее распространенной формой является индивидуализация самостоятельных работ: классных упражнений или домашних заданий. Их всегда можно дифференцировать по степени трудности, помня, что для менее развитых школьников необходимо предусмотреть более легкие варианты заданий.
В основу системы индивидуального подхода к выработке орфографических умений и навыков необходимо учитывать факт у с в о е н и я - н е у с в о е н и я каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим в классе выделяется три группы учащихся: Первая группа - учащиеся с несформированным «ориентировочным» шагом; Вторая группа - учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный корня; Третья группа – учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное проверочное слово.
Опознавательными признаками орфограммы «Безударные гласные в корне слова» являются: безударность, отсутствие ударения; гласные а, о, и, е как наиболее опасные; место в слове: находится в корне слова.
Для учащихся первой г р у п п ы можно предложить следующие виды заданий: Произнесите слово вслух. Сначала определите ударный звук, затем назовите безударные звуки. Назовите в слове все звуки, затем все буквы. Произнесите только слова с безударным гласным в корне. Выпишите их. Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем: столовая, дежурный, ученик, моряк, окно (задание выполняется с предметными картинками). Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово: поласкать – ласка, холодный – холод, пишет – запиши. Какие буквы в словах проверяются проверочными словами: тяжёлый –тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить. Почему подчеркнутые гласные называются проверяемыми? лесник опоздал замечает виднелись выдержит зелёный
Учащимся третьей г р у п п ы предлагаются следующие виды заданий: Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл. и и и В нашем краю растут густые л-са. Под елью с-дела л-са. е е е Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву. Ум(о,а)лять о пощаде спал(а,о)тить в отряд Ум(о,а)лять значение запл(а,о)тить за квартиру Выберите нужное проверочное слово. горе плата Приг…род спал…тить город плотный Можно ли проверить слова из первого столбика? Загорела – горка Травить – трава Волна – вол Нагляделся – глядя
Использование карточек орфограмм для формирования орфографической зоркости 1. Помогают ребенку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память; 2. Материализуют орфографические понятия; 3. Позволяют развивать наблюдательность; 4. Формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме.
Поиграем в слова Рыбак – к = ? (рыба) Косарь – рь = ? (коса) Вода – а + о + росли = ? (водоросли) Сосна – на + ка = ? (соска) Куб – б + в + шина – а + ка = ? (кувшинка) Лава + н + да = ? (лаванда) Плаха – ха + фон = ? (плафон) Блюз – з + до = ? (блюдо) Пласт + ил – л + к = ? (пластик)
Прочитай пословицы К В Р Б Ж П О Я Р Е Я Е Е Ё Д О М Р Т
Н Б Т О Р А П А В И Е Д П О В, Б Ь М Л У Ь Л И У Д Я Т
Н Н Д З Ь Д А О И А А Д Е А Б Ы Е Ж Н Р Л