МБОУ « Старорузская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Личностные универсальные учебные действия в средней школе
Средней школе Школа должна ребенка научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: - познавательные и учебные мотивы; - учебная цель; - учебная задача; - учебные действия и операции;
Универсальный характер учебных действий Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
Виды универсальных учебных действий: В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный; 3)познавательный; 4)коммуникативный;
Личностные действия Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
К личностным УУД относятся: * положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; *желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; *осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; * осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; *осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; *осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; *стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: *личностное, жизненное самоопределение; * действие смыслообразования; *действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания
Смыслообразование а) познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учебе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учетом достижений);
Смыслообразование б) мотивы познавательных достижений социального признания; в) мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическое оценивание а) понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих; б) знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных; в) развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность; г) установка здорового и безопасного образа жизни; д) формирование чувства прекрасного и эстетических чувств; е) формы моральной самооценки.
Самопознание Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребенка к школе, учению,семье, сверстникам, себе, социальному миру: а) Я-концепции; б) социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая); в) самооценка.
Гражданская идентичность Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста. Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе. В школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «История», «Обществознание»специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.
Структура гражданской идентичности Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: - когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); - ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); - эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности); - деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Когнитивный компонент гражданской идентичности знание о принадлежности к данной социальной общности
Требования к когнитивному компоненту: гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов страны и мира, уважение личности, ценностей семьи, сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Ценностный компонент гражданской идентичности наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;
Требования к ценностному компоненту: гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов страны и мира, уважение личности, ценностей семьи, сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Поведенческий компонент гражданской идентичности участие в общественно- политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Требования к поведенческому компоненту: участие в школьном самоуправлении, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы.
Личностные результаты ученика Мотивация учебной деятельности Познавательный интерес Способность к самооценке Развитие этических, гражданских чувств Ценностные ориентации
Критерии сформированности личностных УУД 1) структуру ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
ФОРМУЛЫ ДЛЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»,
Развитие Я- концепции и идентичности личности Самосознание представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.
Я-прошлое Я-настоящее Я-будущее Я-реальное Я-идеальное
Характеристика сформированности личностной идентификации усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.
Самооценка- важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции (А. В. Захарова). Самооценка соотносится с этапами деятельности личности и выполняет функцию её регуляции. Виды самооценки : прогностическая, корригирующая, ретроспективная.
Решаем проблему: самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
УДАЧИ ВСЕМ НАМ В ЭТОЙ СЛОЖНОЙ РАБОТЕ! ВАШИ ученику скажут ВАМ СПАСИБО!
Рейтинг успеваемости учащихся Программа в ХL для классного руководителя Просто, удобно, наглядно
Алгоритм работы с таблицей: Вписать новые предметы ( если надо) Вписать фамилии учеников Выписать все оценки по предметам за нужный период Распечатать Вклеить в дневник ВСЁ !!! Правила работы с таблицей прилагаются.