Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-рассуждение. 1.Необходимо ли современному человеку читать книги? 2.Какова польза чтения? 3.Что читаете вы? 4. Какую книгу вы прочли в последний.
Advertisements

Комплексный анализ текста. Текстоведческий анализ 1.Определите тему текста, озаглавьте его. 2.Выразите основную мысль в виде тезисов. 3.Установите, к.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
«Ионыч». Урок-исследование По 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Литература 7 класс Урок 1 Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям.
Тема 2 урока: «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.» Технология: развитие критического развития через чтение и письмо. Тип урока: работа.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
О художественной литературе и чтении 5 класс вводный урок.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Литература – искусство слова. 1.Познакомить со своеобразием нового учебного предмета – литературой. 2.Познакомить с особенностями художественной литературы.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок «Путешествие в книгу».
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Транксрипт:

Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.

Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошлого и будущего. Л. Н. Толстой

Задание 1. Запомните слово МАКСИМА – Это основное правило, принцип, убеждение, выраженные в краткой форме. 2. Объясните смысл максимы Л. Н. Толстого, вынесенной в эпиграф. В чём твёрдо убеждён писатель? 3. Выпишите понравившуюся максиму из раздаточного материала

Повторение 1. Что такое художественная литература? 2. Что такое художественный образ? 3. Какими художественными приёмами создаётся художественный образ? 4. Назовите художественно – изобразительные средства литературы. A. Портрет, пейзаж, речь, авторская характеристика, деталь, художественно-изобразительные средства. B.. Картина человеческой жизни, нарисованная писателем с помощью художественного воображения, проникнутая мыслями и чувствами её создателя и вызывающая наши ответные переживания. C. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, аллегория, гротеск. D. Искусство слова, обращенного не только к уму, но прежде всего к сердцу читателя

В чём значение художественной литературы? Художественная литература открывает мир, вызывает сопереживание, сострадание, различные чувства, заставляет задуматься, доставляет эстетическое наслаждение.

Что такое классическая литература? Классический – (лат. Classicus) – первоклассный, т.е. относящийся к древнегреческому или древнеримскому миру, который с веков вплоть до 19 века считался в Западной Европе источником всего образцового в литературе и искусстве. Классика – совокупность выдающихся, образцовых произведений литературы и искусства, объективно обладающих непреходящей ценностью (прошедших проверку временем). А. Блок: «Классические произведения – это те, которые входят в хрестоматии и которые люди должны долгое время перечитывать, если они хотят, чтобы их не сочли необразованными»

Ох, уж эта классика!

Почему люди стали меньше читать?

Несмотря ни на что, люди читают Почему?

Умеете ли Вы читать?

Чтение – это труд и творчество Если говорить о художественной литературе, то человек учится читать её дважды: сначала на родном языке, потом на языке искусства. «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет жизни и всё ещё не могу сказать, что достиг цели» (И. В. Гёте)

Что значит фраза: «Он умеет читать»? Умеет наслаждаться чтением, находить в книге отклик своим мыслям и чувствам, умеет видеть тот мир красоты, который ему открывается в книге, умеет понять, что хотел сказать автор, и формировать свою точку зрения. Умеет не только видеть внешнюю сторону событий, но и понимать их взаимосвязи, подтекст, главную мысль и т. д.

Вдумчивый читатель

Вдумчивый ли вы читатель? Анкета 1. Доставляет ли Вам удовольствие чтение книг? 2. Как Вы отбираете книги для чтения? 3. Для чего Вы читаете – для знания или для самопознания? 4. Что Вы любите перечитывать? 5. Есть ли у Вас своя библиотека? 6. Какая литература Вам больше нравится: русская или зарубежная, проза или поэзия? 7. Какую книгу Вы читаете сейчас? Что можете сказать о ней?

Какие умения необходимы, чтобы стать вдумчивыми читателями? 1. Вести записи на уроке и дома по поводу прочитанного. 2. Составлять план, тезисы, конспект по критическим статьям. 3. Знать и понимать литературоведческие термины, уметь пользоваться толковыми словарями. 4. Определять тему, идею, композицию произведения. 5. Находить в тесте необходимую информацию, подбирать цитаты к своим выводам. 6. Задавать вопросы по произведению себе, другим, автору. 7. Находить и постигать роль и смысл изобразительных средств, выявлять авторскую позицию, чувствовать стиль писателя. 8. Читать выразительно вслух, пересказывать, читать наизусть. 9. Писать самостоятельно домашние и классные сочинения.

Задание. Приведите примеры произведений, которые открыли Вам мир. Приведите примеры произведений, которые вызвали Ваше сострадание, сопереживание, различные чувства. Приведите примеры произведений, которые заставили вас задуматься. Приведите примеры произведений, которые доставили Вам эстетическое наслаждение.

Выводы 1. Читать необходимо для собственного развития. 2. Необходимо читать классику, ибо она даёт пищу уму, заставляет думать о вечном. 3. Надо учиться читать грамотно, т. е. вдумчиво. 4. Чтобы наслаждаться чтением, надо понимать язык литературы.

Домашнее задание 1. Знать значение терминов Максима, художественная литература, художественный образ, художественные приёмы, художественно-изобразительные средства, классика, вдумчивый читатель. 2. Размышление по теме урока на 0,5 страницы. 3. Заполнить анкету 4. План к статье учебника, стр

Успехов!