Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: пути реализации Логвинова И.М
Содержание 1. Разработка и утверждение ФГОС общего образования 2. ФГОС и международный опыт реформирования образования 3. Типичные проблемы и риски
Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года)
Основные этапы 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства 1756-р от г год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России 1019 от 5 марта 2004 г.
Основные этапы 2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования
Основные этапы 2010 год Национальная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке) Создание координационного совета Примерная основная образовательная программа начального общего образования Распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на годы. (1507- Р от г.) Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ г.)
Основные этапы 2011 год Послание Президента Федеральному Собранию (22 декабря 2011 г) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г, 2227-р) Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году
Основные этапы 2011 год Федеральная целевая программа развития образования на годы Стратегия и методология социокультурной модернизации образования (доклад Асмолова А.Г.)
Попытки реформирования образования преобладание интересов профессионального педагогического сообщества («реформирование образования изнутри»); «реформирование от экономики» ( экономико-управленческий детерминизм при разработке программ развития образования);
Попытки реформирования образования отсутствие анализа политических, социальных и психологических рисков при проведении реформ образования, касающихся ожиданий и мотивации различных социальных слоев населения нашей страны по отношению к образованию.
Реформы по результатам исследования PISA Исследование PISA выявило, что во всех странах, в которых произошли положительные изменения в системах образования, независимо от того на каком участке шкалы находятся их результаты, введены: новые образовательные стандарты, базовая часть которых была общей для всех учащихся основной школы, единые базовые программы на уровне начальной и основной школы
Реформы по результатам исследования PISA национальные системы оценки и мониторинга образовательных достижений, школам было дано больше автономии в принятии решений по организации учебного процесса и распределении финансирования, осуществлена реформа педагогического образования;
Типичные проблемы и риски Параллельность процессов модернизации образования Опережающий контроль Формальное участие родителей в реализации ФГОС
Типичные проблемы и риски Непонимание различий в статусе ФГОС и ПООП Проблемы в организации внеурочной деятельности Постановка необоснованных и невыполнимых задач Изолированность процесса введения стандарта в начальной школе
Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Логвинова И.М. 8(499)