Обучение детей ориентировке в пространстве Обучение детей ориентировке в пространстве Подготовила педагог-психолог Жигунова М.В. ГБОУ СОШ1293 СП 1 города Москвы
Кинестический Ориентирование относительно своего тела Ориентирование относительно точки отсчета Осязательный (ощупывание Осязательный (ощупывание) Зрительный (осматривание) Слуховой (работа по инструкции)
Аспекты своевременного развития у детей пространственных представлений Общеразвивающий: - умение ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка; - совершенствование сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей; - повышение результативности и качества деятельности Математический: - владение различными способами пространственной ориентации: а) по схеме тела а) по схеме тела б) по схеме предметов б) по схеме предметов в) по направлениям пространства «от себя». в) по направлениям пространства «от себя».
Этапы работы, соответствующие принципу «от простого к сложному» в содержании дидактических игр и упражнений. Этапы формирования пространственных представлений 1-этап Точка отсчета «от себя» 2-этап Точка отсчета «от предмета» 3-этап Определять словом положение предмета 4-этап Ориентироватьс я в 3-мерном пространстве, в движении 5-этап Ориентировка на плоскости в 2-мерном пространстве
1-ый этап (точка отсчета «от себя: слева - справа, вверху - внизу»)
2-ой этап (ориентирование «от предметов и т другого человека»)
3-ий этап (определять словом положение предмета по отношению к другому)
4-ый этап (ориентировка в трехмерном пространстве в движении)
5-этап (ориентировка на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве 5-этап (ориентировка на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве)
Примерный перечень игр на формирование пространственных представлений 1-ый этап «Что справа от тебя?» «Где стоит игрушка?» «Поставь, где я скажу…» «Холодно – горячо» «Сделай, как у меня» «Колокольчик» «Скажи наоборот» 2-ой этап «Отгадай, где ?» (по заданному условию) «Где я сяду?» «Давай меняться» 3-ий этап «Определять словом, что изменилось» «Новоселье» «Найди магнит» «Назови соседей» 4-ый этап «Куда пойдешь, то и найдешь» «Синхронное плавание» «Новая походка» 5-ый этап «Назови соседей» (на плоскости) «Ориентировка по схеме» «Геометрический диктант» «Я еду на машине» 1-ый этап «Что справа от тебя?» «Где стоит игрушка?» «Поставь, где я скажу…» «Холодно – горячо» «Сделай, как у меня» «Колокольчик» «Скажи наоборот» 2-ой этап «Отгадай, где ?» (по заданному условию) «Где я сяду?» «Давай меняться» 3-ий этап «Определять словом, что изменилось» «Новоселье» «Найди магнит» «Назови соседей» 4-ый этап «Куда пойдешь, то и найдешь» «Синхронное плавание» «Новая походка» 5-ый этап «Назови соседей» (на плоскости) «Ориентировка по схеме» «Геометрический диктант» «Я еду на машине»