ГИА г. по иностранным языкам: роль экзаменатора-собеседника и эксперта-экзаменатора в проведении устной части экзамена Мария Валерьевна Вербицкая, ФИПИ - МГУ им. М.В. Ломоносова 1
2 Мария Валерьевна Вербицкая д.ф.н., проф., зам. декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель ФКР ЕГЭ по ИЯ, заслуженный работник высшей школы РФ Федеральный институт пед.измерений Факультет ИЯиР МГУ им. М.В. Ломоносова Нац. объединение преподавателей англ. яз.
М.В. Вербицкая Говорение продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение Формы говорения: монолог, диалог, полилог
М.В. Вербицкая Конечная цель обучения устной речи выработка у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах произнесение выученного наизусть текста – не говорение
М.В. Вербицкая Устная речь речь в устной, звучащей форме комплексное умение понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение) контактное общение
М.В. Вербицкая Устная речь избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений) экономия, эллипсис использование невербальных средств общения
Умения хорошего собеседника слушать и слушать начинать, поддерживать, завершать разговор обмениваться информацией взаимодействовать с собеседником: реакция, гибкость, контакт говорить ясно и понятно: произношение, словарный запас, грамм. структуры соблюдать правила вежливости 7
Умения хорошего экзаменатора-собеседника слушать и слушать начинать, поддерживать, завершать разговор обмениваться информацией взаимодействовать с собеседником: реакция, гибкость, контакт говорить ясно и понятно: произношение, словарный запас, грамм структуры соблюдать правила вежливости 8
Умения хорошего экзаменатора-собеседника слушать и слушать взаимодействовать с собеседником: реакция, гибкость, контакт выявить максимум возможностей экзаменуемого следовать карточке экзаменатора – собеседника и инструкции 9
Стандартизированный тест Стандартизация содержания теста процедуры экзамена оценивания
Стандартизированный тест - тест, который подвергался достаточно тщательному эмпирическому анализу, в результате которого разработан адекватный набор норм и получена приемлемая оценка его надежности и валидности
Стандартизация содержания Эталон задания - эталон ответа (доп.схема оценивания) Карточка экзаменуемого – карточка экзаменатора-собеседника (доп.схема оценивания)
Стандартизация процедуры экзамена Создать всем равные условия Время на подготовку, время ответа Одни и те же доп.вопросы Одни и те же критерии оценивания
Стандартизация оценивания единые критерии оценивания доп.схемы оценивания 2 независимых эксперта 3-й эксперт при значительном расхождении баллов
Роль экзаменатора-собеседника ведение экзамена (экзаменатор) создание доброжелательной рабочей атмосферы выполнение роли собеседника
Типичные ошибки в работе экзаменатора-собеседника 2 крайности: «буквалисты» и «вольные стрелки» «Буквалисты»: -читают текст с карточки экзаменатора- собеседника (и даже образца диалога) -не умеют откликнуться на неожиданную реплику -фактически не взаимодействуют с ребенком 16
Типичные ошибки в работе экзаменатора-собеседника «Вольные стрелки» -минимально используют карточку экзаменатора-собеседника -дают «свои» реплики в стандартных ситуациях -варьируют свои реплики от ребенка к ребенку 17
Типичные ошибки в работе экзаменатора-собеседника стремление показать себя, много говорить самому неумение держать паузу неумение подтолкнуть собеседника к следующей реплике стремление исправить ошибку ребенка, повторив его реплику без ошибки повторение последних слов ребенка как знак завершения обмена репликами 18
Качество работы экзаменатора-собеседника и оценка экзаменуемого Взаимодействие с собеседником: реакция, гибкость, контакт Выявление максимума возможностей экзаменуемого 19
Экзаменатор-СОБЕСЕДНИК и эксперт-ЭКЗАМЕНАТОР - - это разные роли! 20
Эксперт-экзаменатор должен уметь правильно интерпретировать как общие критерии оценивания устных ответов, так и каждый пункт в дополнительной схеме оценивания соотносить экзаменационное задание (Student Card), инструкции для экзаменатора-собеседника (Interlocutor Card) и дополнительную схему оценивания 21
Эксперт-экзаменатор должен уметь оценивать ответ по всем критериям в то время, пока ученик отвечает, а не после окончания ответа хорошо знать задание, выполнение которого будет оценивать НЕ вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника подавать сигнал об истечении времени, отведенного на выполнение задания 22
Типичные ошибки в работе эксперта-экзаменатора отсутствие умений критериального оценивания субъективизм многократное прослушивание записи (разное количество прослушиваний для разных экзаменуемых) 23
Новые подходы к оцениванию иноязычной коммуникативной компетенции М.В. Вербицкая. Forward. Программа. Английский язык. 2-4 классы М.В. Вербицкая. К.С.Махмурян. ЕГЭ 2012 г. Английский язык. Учебно- тренировочный комплект. Изд-во «Национальное образование» CD-Rom «Мифы и реальность ЕГЭ». НОПАЯз 24
Благодарю за внимание! Буду рада ответить на вопросы Вербицкая Мария Валерьевна председатель ФКР ЕГЭ по ИЯ Тел/факс +7 (499)