Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась в культуре Эпохи Просвещения.
Литература эпохи Просвещения теснейшим образом связана: с кругом идей, высказанных мыслителями XVIII в. Так, в романе Данниеля Дефо ( ) «Робинзон Крузо» символизирует победу человеческой воли и разума над стихией и дикостью.
«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта ( ) есть своего рода пародия на английские нравы начала XVIII в. Описывая Лилипутию или страну великанов, Свифт безжалостно бичует предрассудки и невежество своих современников. Вместе с тем, он позволяет себе и критику идей Просвещения, утверждая порочность и несовершенство самой натуры человека.
Французский драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше ( ), напротив, в комедии «Женитьба Фигаро» вырисовал фигуру идеального народного героя - слугу Фигаро, высмеивающего недостатки своих хозяев.
Наиболее же известное произведение немецкого поэта Иоганна Вольфанга Гете ( ) «Фауст» посвящено вечному поиску истины и абсолютного знания, стол ь любимого философией Просвещения.
Во Франции возникла школа придворных живописцев. Наиболее известные из них - Буше и Ватто. Оба пытались на своих полотнах создать искусственный мир декоративной красоты. Придворной живописи была свойственна особая внимательность к деталям, изысканность композиции, цветовая гармония. Живопись, созданная для «третьего сословия» художниками вроде Хогарта или Шардена, повествует о бытовых сюжетах и характерных образах. Она отказывается от придворного изящества, стремясь к незамысловатой простоте и «будничности».
Французский скульптор Жан Антуан Гудон ( ) стремился создавать образы героев народа. Одно из наиболее известных по ваяний - скульптура Вольтера.
Героизация настоящего была свойственна французскому художнику Жак Луи Давиду ( ). Образцы для подражания Давид искал в античности. Известнейшая картина Давида 1784 г. «Клятва Горациев» посвящена гражданским мотивам - римлянам, готовым отдать жизнь за республику. В античных одеяниях будет изображен и погибший герой Французской революции Ж.П. Марат на картине «Смерть Марата».
«Клятва Горациев»«Смерть Марата»
Иоганн Себастьян Бах ( ) совершил настоящую революцию в музыкальном искусстве. В основе его творчества импровизация, обыгрывания основной музыкальной темы, ее вариации. При этом музыка Баха глубоко философична, насыщена религиозным содержанием. Неслучайно, что его программное сочинение - оратория «Страсти по Матфею», посвященная евангельскому сюжету.
Вольфанг Амадей Моцарт ( ) фактически установил музыкальные каноны современности. Музыкальн ы й язык 40-й симфонии, опер «Дон Жуан» и «Женитьбы Фигаро», «Реквиема» и других творений Моцарта был перенят многими композиторами.
Людвиг Ван Бетховен ( ), подобно Шиллеру и Давиду, искал героическое начало в искусстве. Закономерно, что его Третья симфония получила название «Героическая». Но далеко не только в ней слышится мифологический образ сверхчеловека - может быть, даже в большей степени в Пятой, Седьмой и Девятой симфониях Бетховена.
Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические ценности Нового времени.
Домашнее задание: Параграф 21 с Вопросы : 1,2 с.195