Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Презентацию подготовила директор МКОУ «Приваленская СОШ» Громчевская Л.Н.
Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (дошкольного, общеобразовательного, учреждений начального и среднего профессионального образования) (далее – Стандарт) является основным документом, регламентирующим современную систему организации питания в образовательных учреждениях Российской Федерации, и обязателен для исполнения на территории Российской Федерации. Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях. Задачи: 1.обеспечение безопасности, качества и доступности питания; 2.установление унифицированных требований к организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Российской Федерации. Стандарт представляет собой совокупность требований к: 1.безопасности, составу, пищевой ценности, объему, качеству питания и условиям приема пищи в образовательном учреждении; 2. технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для образовательных учреждений; 3. экономическим условиям организации питания в образовательных учреждениях; 4. условиям, обеспечивающим формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию; 5. результатам применения данного стандарта в организации питания в образовательных учреждениях.
Требования к питанию Каждый обучающийся и воспитанник общеобразовательных учреждений должен получить в школе 25-65% пищевых веществ, необходимых ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа согласно нормам физиологических потребностей; Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности осуществляется в соответствии с СанПиН , СанПиН и СП и СанПиН ; Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков от 7 до 18 лет с постоянным пребыванием в образовательном учреждении более 4 часов, помимо организации основного питания (завтраки, обеды, полдники или ужины), должно быть организовано дополнительное питание, то есть реализация достаточного ассортимента пищевых продуктов в свободной продаже; Формирование ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков осуществляется путем составления и утверждения образовательным учреждением (или предприятием школьного питания) ассортиментных перечней пищевых продуктов для свободной продажи («буфетной продукции»), соблюдения обязательного ассортиментного минимума (основного перечня);
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков Название пищевых веществ Потребность в пищевых веществах 3-7 лет 7-11 лет11-14 лет14-18 лет мальчикидевочкиюношидевушки Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность(ккал) Витамин С (мг) Витамин В1 (мг) 0,91,11,3 1,51,3 Витамин В2 (мг) 1,01,21,5 1,81,5 Витамин В6 (мг) 1,21,51,71,62,01,6 Ниацин (мг) Витамин В12 (мкг)1, Фолаты (мкг) Пантотеновая к-та (мг)333,5 5,04,0 Биотин (мкг) Витамин А (мг рет. экв) Витамин Е (мг ток. экв.) Витамин D (мкг)10 Витамин К (мкг) Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков
Минеральные вещества Кальций (мг) Фосфор (мг) Магний (мг) Калий (мг) Натрий (мг) Хлориды (мг) Железо (мг) Цинк (мг)81012 Йод (мг)0,10,120,130,15 Медь (мг)0,60,70,8 1,1 Селен (мг)0,020,030,04 0,05 Хром (мкг) Фтор (мг) Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков
ПРИМЕРНЫЕ МЕНЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАВТРАКОВ И ОБЕДОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7-11 И ЛЕТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Наименование блюдаВыход блюда, гр. ДЕНЬ лет11-18 лет ЗАВТРАККаша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных) Сыр порциями2030 Масло сливочное10 Напиток кофейный на молоке200 Хлеб пшеничный или зерновой4050 обедСалат из моркови или из моркови с яблоками100 Суп с макаронными изделиями на бульоне из птицы Птица отварная Овощи тушеные Кисель200 Хлеб пшеничный или зерновой2030 Хлеб ржано-пшеничный4060 Изделие кондитерское (зефир)20 Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед150
Наименование блюдаВыход блюда, гр. ДЕНЬ лет11-18 лет завтрак Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару Кисломолочный продукт125 Чай с лимоном200 Хлеб пшеничный или зерновой4050 обед Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным100 Борщ с капустой и картофелем Рыба отварная80120 Соус польский30 Пюре картофельное компот200 Хлеб пшеничный или зерновой2030 Хлеб ржано-пшеничный4060 Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед150
Требования к технологическим условиям Остаточный срок годности продукта на момент поставки, должен составлять не менее 80 % от установленного; При размещении заказов на закупки пищевых продуктов и услуги по организации питания в образовательных учреждениях государственные (муниципальные) заказчики в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд устанавливают требования, которые должны включать обязательные требования к безопасности, пищевой ценности и качеству сырья, готовых продуктов питания, тары, посуды, а также дополнительные требования к пищевой ценности, качеству, срокам годности, таре и упаковке пищевых продуктов, позволяющие обеспечить достижение установленных показателей физиологических нормативов питания, установленных в Стандарте. В образовательных учреждениях рекомендуется создавать резервный запас нескоропортящихся пищевых продуктов для организации питания в случаях непредвиденного срыва поставки пищевых продуктов снабжающей организацией, аварийных и др. чрезвычайных ситуаций;
Способы производства питания Индустриальные технологии общественного питания – промышленное производство полуфабрикатов и горячих блюд с увеличенным сроком годности с последующей их раздачей в раздаточных столовых Традиционные технологии общественного питания – производство готовых блюд и полуфабрикатов для непосредственной реализации Должны приниматься меры к реконструкции пищеблока или изменению типа применяемой технологии Основной перспективный способ организации питания Применяется в ОУ при невозможности организации или в дополнение к ним
Методы организации обслуживания обучающихся в пунктах питания По организации выдачи пищи: -предварительное накрывание столов; - с использованием линии раздачи, в том числе «шведский стол». По доступности выбора блюд: -без выбора; - со свободным выбором блюд; - комплексное меню; - предварительный заказ Во всех ОУ должны вестись паспорта предприятия питания, отражающие состояние материально-технической базы, проведения технического обслуживания, ремонта и т.д.
Комплекс мероприятий организации питания 1.Непосредственное планирование питания 2.Приготовление и выдача пищи 3.Текущее содержание материально-технической базы 4.Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований 5.Организация производственного контроля 6.Ежедневный контроль за качеством пищи и полновесностью порций, витаминизацией блюд 7.Формирование навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи 8.Взаимодействие с соответствующими органами власти, обучающимися и их представителями 9.Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний
Формы организации питания Штатные подразделения по организации питания, подчиненные руководителю ОУ Специализированные предприятия по организации питания по договору Ответственность руководителя ОУ За выполнение всего комплекса мероприятий - Организация контроля по договору - Организация приема пищи - пункты 6 и 7 комплекса мероприятий Минимальное отвлечение персонала ОУ от выполнения хозяйственных функций, формирование конкуренции, снижение бюджетных затрат на организацию питания
Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания Наименование производственного помещения Оборудование (склады стеллажи, подтоварники среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости) Овощной цех (первичной обработки овощей) Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук Овощной цех (вторичной обработки овощей) Производственные столы (не менее двух), моечная ванна (не менее двух), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, холодильник, раковина для мытья рук Холодный цехПроизводственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук Мясо-рыбный цехПроизводственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) – не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук В базовых предприятиях питания предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата Помещение для обработки яиц Производственный стол, три моечных ванны (емкости), емкость для обработанного яйца, раковина для мытья рук
Мучной цехПроизводственные столы (не менее двух), тестомесильная машина, контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна,раковина для мытья рук. В данном производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки Доготовочный цехПроизводственные столы (не менее трех), контрольные весы, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех), раковина для мытья рук Помещение для нарезки хлеба Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук Горячий цехПроизводственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук. Раздаточная зонаМармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком (витриной, секцией) Моечная для мытья столовой посуды Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна – для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук Моечная кухонной посуды Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук, моечная тара, двухсекционная моечная ванна Производственное помещение буфета- раздаточной Производственные столы (не менее двух), электроплита, холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную, оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья рук Посудомоечная буфета-раздаточной Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф)
Мониторинг состояния питания – контролирует КО 1.Состояние здоровья обучающихся, воспитанников (с учетом их потребности в диетическом питании, а также необходимости восполнения дефицита основных питательных веществ, витаминов, микроэлементов в воде, почве и продуктах питания местного происхождения) 2.Характеристика школьных пищеблоков на их соответствие требованиям установленных санитарных норм и правил, а также современных технологий организации питания 3.Модели организация питания в школах, реализуемые в субъекте (муниципалитете) РФ 4.Характеристика питания по фактически применяемым рационам питания, в т.ч. по пищевой ценности рационов (белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность); выходу блюд (вес) цикличности меню 5.Обеспеченность обучающихся горячим питанием в соответствии с установленными рационами питания 6.Организаторы питания в школах 7.Ценообразование, стоимость школьного питания, субсидии на питание обучающимся из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников 8. Система электронных безналичных расчетов 9.Изучение общественного мнения об организации школьного питания 10.Пропаганда здорового питания в образовательном учреждении, в рамках деятельности муниципальных органов власти и органов власти субъекта Российской Федерации 11.Осуществление контроля за качеством и безопасностью производимой продукции 12.Реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации в ОУ 13.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере школьного питания 14.Деятельность стажировочных площадок, ресурсных и иных методических и консультационных центров по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях 15.Ход внедрения настоящего Стандарта.
Показатели мониторинга состояния здоровья обучающихся 1.Балльная оценка результатов анкетирования учащихся с целью выявления нарушений здоровья, связанных с алиментарными факторами; 2.Оценка физического развития учащихся; 3.Оценка их физической подготовленности; 4.Определение распространенности нарушений артериального давления; 5.Анализ заболеваемости по пропускам занятий в школах в связи с болезнями; 6.Комплексная оценка состояния здоровья путем распределения обучающихся на группы здоровья.
Нормативная база ОУ по формированию культуры здорового питания 1.Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию данного направления деятельности 2. Соответствующие разделы (информационные блоки, мероприятия) в основной образовательной программе, плане воспитательной работы образовательного учреждения, Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, разрабатываемой в общеобразовательных учреждениях в ходе введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планах по предметам, дисциплинам, публичном докладе об итогах деятельности ОУ
Педагогический работник, осуществляющий деятельность в сфере формирования культуры здорового питания, должен знать: - основы современной государственной политики в сфере питания; - федеральные законы и подзаконные акты, региональные нормативные правовые акты, СанПиНы, другие документы, регулирующие деятельность в сфере питания; - основы педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии, гигиены, этики; -возрастные особенности здорового питания детей и подростков. владеть: - умением разрабатывать образовательные программы, отдельные образовательные модули, элективные курсы по тематике формирования культуры питания у обучающихся, воспитанников, обеспечивая их интеграцию в образовательный процесс; - современными средствами, формами и методами пропаганды здорового образа жизни, в том числе культуры здорового питания; - здоровьесберегающими образовательными технологиями; - информацией о принципах рационального питания, свойствах компонентов пищи, - аспектах их влияния на здоровье человека; -способами профилактики возникновения рисков для здоровья, связанных с неправильным питанием. обладать навыками: - организации массовых мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания; - индивидуального консультирования обучающихся; - проведения социологических исследований по данной тематике; - организации наглядной агитации; - организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников образовательных учреждений обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по вопросам формирования культуры здорового питания и здорового образа жизни; - анализа результатов, полученных в ходе проведения данной работы.