Концепции личности На основе текста учебника « Обществознание » 2001,10 класс, авторы Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания
Структура личности по З.Фрейду (структура психики) Личюность человека организуется в три структуры, которые Фрейд назвал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) Ид - примитивные, инстинктивные стороны личности, не знающие ограничений. Это бессознательное. Среди инстинктов Фрейд выделил две основные группы-жизни и смерти. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Эго – структура психики, ответственная за принятие решений, Эго ограничивает проявление Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ, РАЗУМНОСТИ. Супер-Эго – усвоенные личюностью ценности культуры, нормы морали, права, этики, которые подавляют естественные инстинкты и влечения людей. Фрейд говорил даже о репрессивной функции культуры
Супер-Эго (сверх-я) = сверхсознание (Ценности, нравственюность, духовюность, самоконтроль) Супер-Эго (сверх-я) = сверхсознание (Ценности, нравственюность, духовюность, самоконтроль) Эго(я) = сознание (Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль) Эго(я) = сознание (Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль) Ид («оно»)-подсознание = бессознательное (Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля) Ид («оно»)-подсознание = бессознательное (Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля) Структура личности по З.Фрейду
Эго-концепция Э. Эриксона (социальная адаптация) Основным ядром развития личности является социальная адаптация На протяжении своей жизни каждый человек проходит восемь универсальных стадий = «восемь возрастов человека» Каждая стадия характеризуется специфичной проблемой в социальном развитии, возникает кризис Модель поведения зависит от того, каким образом будет преодолеваться кризис
СТАДИЯДОМИНАНТА ПОВЕДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСА Младенчество (до 1 года)Чувство доверия Возможно в результате материнской заботы Раннее детство (2-3 года)Автономия и самоконтроль «Я сам» Предоставление родителями детям свободы контроля Возраст игры (4-7 лет)Инициатива Поддержание активности ребенка и уважение его «Я» Школьный возраст (6-12 лет)Формируется трудолюбие Преодоление чувства неполноценности и некомпетентности Отрочество и ююность (13-20 лет) Идентичюность- «Я» как уникальная индивид-юность Самоутверждение в определённой соц. группе; Самоуважение Ранняя зрелость (20-25 лет)Интимюность-сокровенное чувство к близким людям Преодоление излишней поглощённости собой Средние годы жизни (26-64 года) Продуктивюность либо инертюность Преодоление инертности и продуктивная деятельюность Завершение жизни (от 65…..) Пересмотр и оценка жизненных решений Позитивная оценка пройденного пути, удовлетворенюность жизнью
Эго-концепция Э. Эриксона 1 год лет Возрастные доминанты психики личности доверие инициатива самоконтроль трудолюбие идентичюность интимюность продуктивюность пересмотр жизненных решений
Бихевиористская концепция личности (поведение) Б.Скиннера Личюность СТИМУЛЫ ПОВЕДЕНИЕ + - Теоретики бихевиоризма (англ.behavior - поведение) ключевым фактором поведения человека признают внешнее окружение, а не его психические процессы. Поведение человека есть реакция на стимулы (похвала, деньги, признание, одобрение, оценки окружающих, наказание) Наказание очень действенный стимул, но не желательный, т.к. может вызвать асоциальные действия, например, агрессию. Лучшим стимулом является позитивное подкрепление.
Я-концепция Ч.Кули (взаимодействие, оценки) 1. Личюность формируется на основе многих взаимодействий людей с окружающим миром 2. Через отношение с другими, через их оценки человек формирует представление о себе 3.Личюность-это производное от её окружения 4. Самосознание личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого человек научился смотреть на себя глазами других людей – «зеркальное Я» Я-реальное – представление о себе в настоящее время Я-идеальное – каким человек должен стать Динамическое Я – то, каким человек намерен стать Фантастическое Я – то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным
Я-концепция Ч.Кули Я-реальное Я-идеальное Динамическое Я Фантастическое Я Структура личности (по Ч.Кули)
Гуманистическая концепция личности А.Маслоу (потребности) Каждый из нас ответственен за то, кто мы и кем мы становимся Люди должны принять на себя ответственюность за выбор и направление своей судьбы В каждом человеке есть потенциальные возможности для позитивного роста Это рост может быть обеспечен творческим самосовершенствованием личности Творчество-это наиболее универсальная характеристика людей Чтобы встать на путь творческого совершенствования, необходимо удовлетворить ряд потребностей Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему – пирамида Маслоу.
Гуманистическая концепция личности А.Маслоу физиологические экзистенциальные бе зопасюность существования социальные Престижные уважение, признание духовные ПОТРЕБНОСТИ