Русский писатель Казаков Юрий Павлович родился 1927 года 8 августа в семье рабочего. Жизнь Казакова совпала с Великой Отечественной войной. Вспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи или другое название Разлучение душ.
В пятнадцать лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил в Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была непостоянная: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х Казаков начал писать стихи, но они отвергались в редакциях. Рассказ стал его любимым жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным. Читая его дневники заметно стремление к писательству, которое и привело его в институт имени Горького в 1953 году. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимает рассказ Арктур – гончий пес (1957), главными героями которого являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков. Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, все время смотрел, слушал и запоминал
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных стоянках, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд.творчестве дети
В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961), вошедший в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена немецкому художнику. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы и сценарий фильма Великий самоед (1980).