Скульптура Урок МХК 10 класс
Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.
Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Фигуры кор (девушек) воплощение изысканности и утонченности. Их позы однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V B. ДОН. Э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве. «Афина и Марсий»
Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.
«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена «Дискобол» (копия) в Британском музее.
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера стройный юноша атлетического телосложения
Юношам Поликлета присущи «все добродетели». Духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик.
Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок гг. до н. э.), Лисиппа ( гг. до н. э.) и Леохара (середина IV в. до н. э.).
Мелеагр
Афродита Книдская
Отдыхающий Гермес. Геракл, борющийся со львом
Аполлон Бельведерский Диана-охотница
На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» Агесандра
скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака.
Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои.