Психолог МОУ СОШ 14 Жолчева Гульфия Муратовна Психолого - педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Трудности адаптации переживает каждый ребенок, так как возникает ряд новых условий. Новый режим, новые требования, новое окружение, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.
Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Процесс адаптации сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.
Трудности первоклассника Трудности, связанные с новым режимом дня ; Трудности адаптации ребенка к классному коллективу ; Трудности во взаимоотношениях с учителем ; Трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.
Адаптация к школе имеет две стороны : физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Первые 2-3 недели называют « физиологической бурей » или « острой адаптацией ». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, его поведения, требованиям среды.
Таким образом, процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически, от его благополучия в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Поэтому необходимо время и благоприятные условия, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Длится он от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника: - от умения ребенка устанавливать контакт с окружающими ; - от личностных особенностей (характер и темперамент) - - от уверенности в себе, в своих силах, возможностях и способностях - от степени адаптированности ребенка ; - от уровня развития произвольной регуляции, поведения и организованности ребенка и т д.
Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе. 1 Высокий уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2 Средний уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем - то для него интересным ( готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда ), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3 Низкий уровень адаптации : первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Результаты диагностики адаптации 1 классов
Причины, приводящие к дезадаптации неполная семья отсутствие или низкий уровень образования родителей неправильные методы воспитания в семье функциональная и психологическая неготовность к обучению в школе неадекватное осознание своего положения в группе сверстников наличие тревожности у ребенка, которая сформировалась еще в дошкольном возрасте под воздействием конфликтных ситуаций в семье
низкая готовность к школе ; несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения ; отсутствие мотивации, « внутренней позиции школьника »; неумение общаться с окружающими ( детьми, взрослыми ); чрезмерная требовательность родителей ; гиперопека со стороны родителей.
При нарушении адаптации, т. е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация.
Что же влечет за собой дезадаптация ? Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния и способствовать устранению имеющихся проблем у ребенка.
« Портрет дезадаптированного ребёнка » ( работа в группах ) Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на листочках. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, психолог в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника : Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание заводить новых друзей. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
высокая тревожность самих родителей ; несоблюдение режима дня ( отсутствие полноценного отдыха ); наличие серьезных хронических заболеваний ; чрезмерная загруженность ребёнка ( кружки, репетитор ).
Рекомендации Надо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться
Положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.