Построение развивающей образовательной среды как перспективная цель образовательного учреждения
Как понять – реализует школа новые цели или нет? Но только некоторые школы, как показывают исследования, действительно развивают своих учеников. Любая школа заявляет, что она развивает своих учеников
Вспомним два пути к развитию ученика: 1. Учитель передает определенный набор ЗУНов 2. Ученики обязаны их усвоить 3. В результате : - развиваются средства познавательной деятельности (память, речь, мышление) -и могут развиваться некоторые способности и готовности 1. Учитель помогает ребенку осознать зону ближайшего развития («что я сейчас не знаю и не умею»). 2. Учитель помогает открывать знания, осваивать умения и навыки 3. Главные результаты развития – способности и готовности ученика, составляющие его функциональную грамотность: - готовность к самоопределению; - способность к рефлексии результатов своего труда; -способность находить решение, выход из различных ситуаций и т.д.
Результаты исследования специалистов Института психологии РАО В классах, где реализуются принципы «Школы 2100» 1. Отмечено превышение базовых интеллектуальных возможностей детей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность учеников 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Вывод: эти характеристики – показатель наличия развивающей образовательной среды школы.
«Ключ» к решению проблемы – понятие «образовательная среда» Образовательная среда «Образовательная среда 1 – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая: задачами 1) определяется теми конкретными задачами, которые школа решает в своей деятельности; средств 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются эффектувразвитии 3) содержательно оценивается по достигаемому эффекту в развитии детей: личностном, социальном, интеллектуальном» (1) Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная системе «Школа 2100» – качественное образование для всех. М. Баласс с
Развивающая образовательная среда – основа социализации ребенка Педагог Оценивание Внеклассная жизнь Одноклассники
Не всякая образовательная среда полезна детям Школы и ДОУ, не ориентированные на детей: Школы и ДОУ, односторонне ориентированные на детей: Ориентация на престиж Камера хранения Обучающие Воспитывающие Школы и ДОУ, всесторонне ориентированные на детей: Ориентированные на комфорт Развивающие VIP
Как построить развивающую образовательную среду? 1. Поставить конкретную задачу: выращивание функционально грамотной личности 2. Выбрать средства для ее решения: -личностно ориентированное содержание учебников и пособий -специальные образовательные технологии -формы и способы оценивания образовательных достижений 3. Найти способы оценивания желаемого результата развития: личностного; социального интеллектуального
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Обогащение внеклассной жизни школы От «оракула» к «помощнику» Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка
Создание коллектива единомышленников: «вместе можно горы свернуть». ЭТАПЫ: 1. Знакомство с концепцией (образовательной программой «Школа 2100») 2. Самоопределение администрации и педагогов («наше» – «не наше») 3. Создание системы психологического и педагогического сопровождение педагогов 4. Мотивированное повышение квалификации 5. Организация преемственности разных ступеней образования в ОУ
Изменения в образовательном процессе: «учить надо по-новому!» 1. Обеспечение связи цели и средств: функционально грамотная личность – общеучебные умения – предметные умения – продуктивные, творческие, исследовательские задания 3. Освоение современных принципов и образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология, технология работы с текстом, технология оценивания, принципы личностно ориентированного образования, 4. Включение родителей в образовательный процесс: от родителя- «контролера» к родителю – помощнику педагога. 2. Изменение позиции учителя: от учителя- «оракула» к учителю- помощнику.
Алгоритм освоения образовательных технологий: от пробных уроков до системного внедрения Установочный семинар: теория технологии Практическая разработка каждым педагогом конспекта ближайшего урока (занятия) с применением технологии. Проведение ряда уроков (занятий) с соблюдением технологии. Посещение администрацией, методистом уроков (занятий) каждого, индивидуальные беседы по итогам (на общее обсуждение выносятся только положительные результаты). Итоговый семинар по теме – обсуждение результатов и возникших затруднений. Коррекция педагогами собственной деятельности
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками»в учебе
Алгоритм построения развивающей образовательной среды Сознательный выбор педагога (внутренняя готовность и потребность) Постепенное осмысление и использование идей «Школы 2100» (самоподготовка, курсы – все, что способствует развитию педагога) Создание программы внедрения (желание администрации, объединение педагогов разных ступеней образования, повышение квалификации, осмысление результатов, коррекция) Создание единой развивающей образовательной среды (взаимодействие администрации – учителей – учеников – родителей)
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились? Другая часть педагогов: «Это не наше!» «Мы не готовы!!» В ходе самоопределения часть педагогов: «Это наше!» «Мы готовы!!»
Как быть, если не у всех получается работать по-новому? Другая часть педагогов испытывает затруднения, работает формально, позиция осталась авторитарной Часть педагогов освоили технологии, изменили учительскую позицию
Как контролировать работу учителей по-новому? Проверяющие контролируют деятельность учителей с прежних позиций Педагоги по- новому оценивают успехи детей
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе? «Ребенок имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношения к миру, обществу» А.А.Леонтьев Традиция педагогики: Навязывание ценностей (все ученики должны участвовать в запланированных мероприятиях)
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились?
Как быть, если не у всех получается работать по-новому?
Как контролировать работу учителей по-новому?
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе?