Приём «Играем в «карты Проппа» Коммуникативная, познавательная игровая технология.
«Карты Проппа» На этих «картах» обозначены события в народных сказках. Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации теперь и называют «картами Проппа». Всего их 31. Джани Родари выделил 21. Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. Используя «карты», можно научить детей создавать сочинение – стилизацию волшебной сказки. Изучение композиции волшебной сказки в форме игры в карты предложил Д.Родари в книге «Грамматика фантазии». Эту идею развивают Ю.Сипинёв и И. Сипинёва в пособии «Русская культура и словесность».
1. Отлучка (уход) кого-либо из членов семьи Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести... ("Волк и семеро козлят").
2. Запрет, обращенный к герою. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек... ("Гуси-лебеди". Русская народная сказка)
3. Нарушение запрета В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне... (Царевна-лягушка. Русская народная сказка)
4. Получение волшебного средства (кольцо, меч, клубок) от дарителя. Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег. -- На что тебе огниво? - спросил солдат. -- Не твое дело! - отвечала ведьма. - Получил свое - отдавай мое! Ну же! -- Как бы не так! - сказал солдат. - Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен - и голова с плеч! -- Не скажу! - упорствовала ведьма. Тут солдат взял да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, огниво - в карман и прямиком в город... (Огниво. Ганс Христиан Андерсен)
5 Вредительство (или недостача). Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает: -- Ловись, рыбка, и мала и велика Ловись, рыбка, и мала и велика! А лисица ходит около волка и приговаривает: -- Ясни, ясени на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!... (Лиса и волк. Русская народная сказка)
6. Трудные испытания Стало на сердце попа веселее, Начал он глядеть на Балду посмелее. Вот он кричит: "Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда. Слушай: платить обязались черти Мне оброк до самой смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года. Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный". (Сказка о попе и работнике его Балде. А.С.Пушкин)
7. Беда или недостача ликвидируются Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом. -- Это тебе за то, что ты так хорошо работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец. (Госпожа Метелица. Братья Гримм)
8 Возращение главного героя Ни много, ни мало прошло времени - стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на святую Русь. -- Что невесел, муж дорогой? - спрашивает Василиса Премудрая. -- Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.. Опустила голову Василиса Премудрая: -- Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться. (Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка)
9 Победа, подарок, радость. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. (Сивка-бурка. Русская народная сказка)
Дополнительные карты. Появление героя Антигерой Борьба
Сверхъестественные силы героя Наказание антигероя Задача
Источники ШКОЛА СКАЗОК курс развития творческого воображения Пересказ сказок с помощью карт Проппа. Т.И. Дерягина 1e584. pdf Как написать сказку. Формула сказки. html РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА