1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска
1. История создания романа Замысел написания романа относится к 1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами Роман Лермонтов писал в период гг
Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1.«Тамань» – осень 1837 г, напечатана в «Отечественных записках» 1840 г 2 2.«Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» 1839 г 11 3.«Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» 1839 г 3 4.«Максим Максимыч» Апрель 1840 г.- опубликовано «Сочинение М.Ю.Лермонтова»Герой нашего времени»
2. Сюжет, композиция, жанр Роман состоит из 5 самостоятельных повестей, объединенных общими героями и общим названием Каждая повесть имеет свой жанр. Например, «Тамань» –остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» – дневник; «Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии времени после описываемых событий
Особенности композиции Сюжетный порядок «Бэла» «Максим Максимыч» «Журнал Печорина»: «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Фабула/хронологическая последовательность событий/ «Журнал Печорина»: «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч»
Причины такого расположения частей Автор выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологически размышлениям, нежели описанию событий Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в определенной последовательности:»дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем «сама госпожа судьба» Порядок следования глав обусловлен тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни
Жанр романа «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в прозе Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина». Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя
3. Система рассказчиков в романе Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения Максим Максимович /рассказывает о Печорине в повести «Бэла»/ Путешествующий офицер /автор романа/ Печорин Краткая характеристика рассказчика Этот человеческий тип характерен для России 1 половины 19 в: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит
Каким представлен герой Максим Максимыч Путешествующий офицер Печорин Печорин предстает как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить Впервые дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор дает объяснение некоторым поступкам героя. Трагическая исповедь героя «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что сними должны случаться разные необыкновенные вещи» «…Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…» «История души человеческой… полезнее истории целого народа; особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой…»
Вывод: Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: всё начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.