Исследовательский компонент в изучении истории Перспективы использования
Этапы работы педагога 1 этап. Дидактический анализ темы. 2 этап. Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода. 3 этап. Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. 4 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования. 5 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.
ставить перед детьми исследовательские задачи в понятной для них форме; увлечь исследовательской проблемой и темой; организовать взаимодействие в исследовательской деятельности; быть терпимым к ошибкам учащихся, их идеям и мнениям; создавать условия для обмена мнениями в ходе открытых дискуссий; поощрять и развивать критичность мышления; мотивировать и стимулировать выдвижение новых, оригинальных идей и направлений поиска; учитывать интересы и следить за их динамикой; быть гибким в индивидуальном выборе и темпе работы учащихся. Основные требования к педагогам
СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Разработка проектного задания 2. Разработка проекта 3. Оформление результатов 4. Презентация 5. Рефлексия
Проектное умение Уровни базовый средний высокий Проблематизация Выделять и формулировать проблему на основе анализа ситуации Рассматривать проблему под разным углом зрения Обосновывать выбор главной проблемы Целеполагание Формулировать цель деятельности по решению проблемы Провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения Ранжировать цели по срокам достижения и масштабам предполагаемых результатов Уровни проектных умений
Планирование Формулировать задачи, исходя из цели Формулировать задачи и предполагаемые результаты поэтапного достижения цели Составлять сетевое планирование реализации цели и задач со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей Рефлексия и самоанализ Анализ и рефлексия результата по соответствию цели и возможностей ее решения Анализ и рефлексия результата по социальной значимости и степени решения проблемы Анализ и рефлексия результата по оптимальности затрат
Типы исследовательских работ O Проблемно - реферативные - работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие собственную трактовку поставленной проблемы. O Экспериментальные - работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат ( носят иллюстративный характер ). O Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. O Исследовательские - работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Основные элементы исследовательской работы: O ПРОБЛЕМА – категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать ; O ТЕМА отражает характерные черты проблемы. O ОБЪЕКТ – источник необходимой для исследователя информации. O ПРЕДМЕТ включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. O Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования. O ЦЕЛЬ – то, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования. O Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т. е. ее конкретизировать, ВЫВОДЫ в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Этапы работы над научным исследованием O Выбор и обоснование темы работы. O Изучение литературы и источников по выбранной теме. O Анализ изученной литературы. O Проведение исследования ( работа с историческими источниками, полевые исследования и т. д.). O Написание и оформление работы. O Защита работы, представление на конференции.
Требования к содержанию работы O Титульный лист содержит : наименование учебного заведения, где выполнена работа ; фамилию, имя и отчество автора ; тему научной работы ; фамилию, имя и отчество научного руководителя ; н / п и год. O Оглавление O Введение ( вступление ) – 1-2 стр. – содержит : оценку современного состояния решаемой проблемы ; обоснование необходимости проведения работы, актуальность работы, её научная новизна и значимость, практическая значимость работы. O Основная часть ( не б - ее 10 стр.) состоит из глав ( разделов ), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. O Выводы по результатам выполненной работы. O Список литературы ( должен содержать перечень источников, использованных при написании работы ).
Форма защиты и представления исследовательских работ: O Участие в районной научно - практической конференции ; O Участие в конкурсах исследовательских работ ; O Публикации на страницах сборников научных конференций ; O Участие в форумах учащейся и студенческой молодёжи ( напр., международный форум НАН Беларуси « Первый шаг в науку »); O Публикации на страницах периодической печати (« Беларускі гістарычны часопіс », « Гісторыя і грамадазнаўства »).
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам O Чёткость и доступность изложения материала. O Соответствие темы работы её содержанию. O Актуальность и практическая значимость работы. O Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы. O Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме. O Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме. O Оформление научной работы. O Культура выступления на конференции.
Перспективные направления в изучении истории Гомельского района O История края древнейшего периода ( археология ); O История края периода ВКЛ, Речи Посполитой ; O Шляхта и дворянство на территории современного Гомельского района ; O Конфессиональная история края ; O Национальные меньшинства на территории Гомельского района ( Марковичи, Поддобрянка, Грабовка, Терешковичи, Дятловичи и др.); O История народного образования в районе ; O Земляки ;
Перспективные направления в изучении истории Гомельского района O Народная традиционная культура Гомельского района ( жильё и народная архитектура ; региональные особенности народного костюма ; пища ; занятия ; народный календарь ; народные знания ; легенды ; общественные традиции ; семейная обрядность ; праздничная культура ); O История повседневности ( в т. ч. советского периода и современности ); O Устная история ( исторические события в трактовке местного населения ).
Результаты и проекты: O Обновление историографической базы по истории района и населенных пунктов ; O Возможность использования материалов на факультативных и учебных занятиях, при создании и оформлении школьных музеев ; O Создание виртуального музея истории Гомельского района ; O Создание электронной библиотеки по истории ( в т. ч. по истории района ).