Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе. Учитель начальных классов Мицаева Марзият Ибрагимовна.
Эпиграф к уроку: « Поэт и мудрец слились в нем воедино…» Н.В.Гоголь
Иван Андреевич Крылов Крылов родился 2 февраля 1768 г. в Москве, но первые годы детства провел в Оренбурге, куда, по случаю Пугачевского бунта, переведен был отец его, служивший в армии капитаном. По окончании бунта отец Крылова переехал в Тверь, где заботливая,но малообразованная, жена его занялась воспитанием сына и, по смерти мужа в 1780 году, оставшись без всяких средств к жизни, определила мальчика канцелярским чиновником сначала в Калязинский уездный суд, а затем в Тверской магистрат. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в казенную палату, откуда перешел в Кабинет Его Величества. В 1788 г., Иван Андреевич оставил службу и предался литературе, в которой давно уже пробовал свои силы.Крылов основал журналы "Почта духов", "Зритель", в которых с большим успехом выступил на поприще сатиры.
Басня это краткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном сюжете басни героями чаще всего выступают животные. Басня
В чем сила басни? Что высмеивают, обличают басни Крылова?
Поучительный короткий рассказ Смешное стихотворение Краткая сказочная история Герои- богатыри Герои – животные, иногда люди Герои- дети Цель- развлечь читателя, создать хорошее настроение Цель - прославить русский народ, Русскую землю Цель - показать недостатки людей Троекратные повторы Волшебство Мораль
В чем сила басни? Что высмеивают, обличают басни Крылова? Поучительный короткий рассказ Цель - показать недостатки людей Герои – животные, иногда люди
Что такое мораль? Поучение, нравоучение Басня часто заканчивается моралью – выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни....За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. И.А.Крылов. Кукушка и Петух
В какой басне была такая мораль? «Вперед чужой беде не смейся,Голубок!» «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна ; но только все не впрок, И в сердце лесть отыщет уголок». «Избави бог и нас от этаких судей». «Как в людях многие имеют слабость ту же : Все кажется в другом ошибкой нам ; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже».
Вперед чужой беде не смейся,Голубок!» «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна ; но только все не впрок, И в сердце лесть отыщет уголок». «Избави бог и нас от этаких судей». «Как в людях многие имеют слабость ту же : Все кажется в другом ошибкой нам ; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже». « Чиж и голубь». « Ворона и лисица». « Осёл и соловей». «Обоз».
Речевая разминка. « Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна ; но только все не впрок, И в сердце льстец отыщет уголок».
Физминутка.
1. Кроссворд Герои Крылова ЛИСИЦА АМ РТЫШКА МУ Л АЙ РВЕ ЕБЕДЬ РАК МОСЬКА ЗЕ РКАЛО АВК Р ТЕТ 1. Расхваливая ворону, завладела сыром. 2. К старости слаба глазами стала, поэтому решила завести очки. 3. К нему за помощью обратилась Стрекоза , Щука и Рак. 5. Он пятился назад. 6. Ай, … ! знать,она сильна, Что лает на Слона! 7. Обезьяна смотрелась в него не понимая,что видит в нем свое отражение. 8. Четверка музыкантов. 9. Она пропела все лето
Продолжите отрывок из басни: На ту беду лиса близёхонько бежала; Вдруг… Ты виноват лишь тем,что хочется мне кушать. Сказал... Мартышка тут с досады и печали О камень … Все прошло : с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза… Он порча,он чума,он язва здешних мест!» А Васька…
Продолжите отрывок из басни: На ту беду лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил. Ты виноват лишь тем,что хочется мне кушать. Сказал и в темный лес Ягненка уволок. Мартышка тут с досады и печали О камень так хватила их,что брызги засверкали. Все прошло : с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет. Он порча,он чума,он язва здешних мест!» А Васька слушает да ест.
Соедини стрелками «Лебедь, Щука и Рак» «Волк и Ягненок» «Зеркало и обезьяна» «Ворона и лисица» «Петух и жемчужное зерно» У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим… Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Соедини стрелками «Лебедь, Щука и Рак» «Волк и Ягненок» « Зеркало и обезьяна» «Ворона и лисица» «Петух и жемчужное зерно» У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим… Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
К какой басне иллюстрация ?
Волк и ягнёнок
«Ворона и Лисица»
Лебедь, Щука и Рак
«Петух и жемчужное зерно»
Стрекоза и муравей.
Прочитайте текст и заполните таблицу. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди. Их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение – мораль. Всем хорошо известны басни Ивана Андреевича Крылова. Знал УзналНе понял
- Что вы уже знали? -Что узнали нового? - Что встретилось непонятное в тексте?