Семинар-практикум для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – «метод проектов» Цель: Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – «метод проектов» Занятие 1 Занятие 1 «Теоретические и практические основы проектирования» «Теоретические и практические основы проектирования» Подготовила Подготовила Крутова Раиса Александровна Крутова Раиса Александровна старший воспитатель Детского сада 120 старший воспитатель Детского сада 120 Выборгского района Санкт-Петербурга Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования- наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
История развития метода проектов История развития метода проектов Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи ( ). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи ( ). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько- нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько- нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов: Классификация проектов Исследовательско- Творческие Результат- творческий продукт газета, драматизация Ролево-игровые Проект с элементами творческих игр, когда дети входят В образ персонажей И по своему решают Поставленные проблемы Информационно-практико- ориентированные Дети собирают информацию о каком- то объекте, явлении из разных источников. Реализуют её, ориентируясь на социальные интересы Оформление и дизайн группы, витражи и др. Творческие Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников Результат оформляется в виде детского праздника, выставки
Другими признаками классификации являются: Другими признаками классификации являются: Состав участников Групповой Под- групповой Личный СемейныйПарный
Продолжительность Краткосрочный Несколько занятий 1-2 недели Средней продолжительности 1 -3 месяца Долгосрочный До года
Этапы развития проекта Этапы развития проекта Этапы Этапы Содержание Содержание 1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель инициатор 2Планирование «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование 3 Реализация проекта Задача воспитателя: Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта 4 Завершение проекта Презентация конечно продукта
Работа над проектом включает деятельность детей и педагога Работа над проектом включает деятельность детей и педагога Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность детей 1 этап 1. Формирует проблему (цель). 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта При постановке цели определяется и продукт проекта 2. Вводит в игровую ситуацию 2. Вводит в игровую ситуацию 3. Формулирует задачу 3. Формулирует задачу 1. Вхождение в проблему 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие задачи 3. Принятие задачи 4. Дополнение задач проекта 4. Дополнение задач проекта 2 этап 4. Помогает в решении задачи 4. Помогает в решении задачи 5. Помогает спланировать деятельность 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность 6. Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы 5. Объединение детей в рабочие группы 6. Распределение амплуа 6. Распределение амплуа 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости) 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 8. Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков 4 этап 9. Подготовка к презентации. 9. Подготовка к презентации. Презентация Презентация 8. Продукт деятельности готовят к презентации 8. Продукт деятельности готовят к презентации 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями) Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта Составление плана- схемы проекта Составление плана- схемы проекта Сбор, накопление материала Сбор, накопление материала Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности Домашние задания для самостоятельного выполнения Домашние задания для самостоятельного выполнения Презентация проекта, открытое мероприятие Презентация проекта, открытое мероприятие
Советы воспитателю по работе над проектом Глубоко изучить тематику проекта Глубоко изучить тематику проекта При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход Развивать творческое воображение и фантазию детей Развивать творческое воображение и фантазию детей Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
Паспорт проекта Паспорт проекта Проблема Полное наименование проекта Тип проекта Цель проекта Образовательные области П ериод (продолжительность) и этапы реализации проекта Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: - Для детей - Для педагогов - Для родителей - Для ДОУ Участники проекта Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) Презентация проекта
Паутинка по проекту Паутинка по проекту Познание Познание (ведущая деятельность – познавательно - исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы
Заключение Заключение Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Материалы и литература использованные при подготовке презентации: В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» год В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» год Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003», О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003», Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», Материалы А.Е.Чистяковой (ГДОУ 1) из районного семинара по проектной деятельности. Материалы А.Е.Чистяковой (ГДОУ 1) из районного семинара по проектной деятельности.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!