ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «Я искренне верю, что для ребенка не так важно знать, как чувствовать. Если факты – семена, которые дадут всходы знания и мудрости, то впечатления и эмоции – та плодородная почва, в которую должны упасть эти семена» Р.Карсон
Холистический (от английского «whole» – целый, цельный) подход к преподаванию. Он опирается на единую работу обоих полушарий головного мозга, отдается приоритет выбору таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной сбалансированной работе обоих полушарий. Холистический (от английского «whole» – целый, цельный) подход к преподаванию. Он опирается на единую работу обоих полушарий головного мозга, отдается приоритет выбору таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной сбалансированной работе обоих полушарий.
Фасилитация – от английского «facilitate» – создавать благоприятные условия. Такое обучение предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Фасилитация – от английского «facilitate» – создавать благоприятные условия. Такое обучение предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.
Дидактические игры (специально создаваемые или приспособленные для целей обучения) делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, психотренинг, психодрама, песенно-музыкальные фрагменты и самые разнообразные варианты самовыражения творческой личности. Дидактические игры (специально создаваемые или приспособленные для целей обучения) делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, психотренинг, психодрама, песенно-музыкальные фрагменты и самые разнообразные варианты самовыражения творческой личности.
классификации педагогических игр По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса: По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; - обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
По предметной области: По предметной области: - математические, химические, биологические, экологические; - математические, химические, биологические, экологические; - физкультурные, спортивные, военно- прикладные, туристские, народные; - физкультурные, спортивные, военно- прикладные, туристские, народные; - трудовые, технические, производственные; - трудовые, технические, производственные; - обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие; - обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие; - музыкальные, театральные, литературные. - музыкальные, театральные, литературные. По игровой среде: По игровой среде: - настольные, комнатные, уличные, на местности; - настольные, комнатные, уличные, на местности; - компьютеризированные, телевизионные, ТСО. - компьютеризированные, телевизионные, ТСО.
главные черты: главные черты: - свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); - свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); - творческий характер, в значительной мере импровизационный ("поле творчества"); - творческий характер, в значительной мере импровизационный ("поле творчества"); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры "эмоциональное напряжение"); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры "эмоциональное напряжение"); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
функции: 1) обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие различной информации, развитие навыков владения речью; 1) обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие различной информации, развитие навыков владения речью; 2) воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях; 2) воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях; 3) развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей личности; 3) развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей личности; 4) коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов; 4) коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов; 5) релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении; 5) релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении; 6) психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации; 6) психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации; 7) развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 7) развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
результат результат - формирование у обучающихся опыта ценностных отношений; - формирование у обучающихся опыта ценностных отношений; - расширение и углубление знаний по предмету; - расширение и углубление знаний по предмету; - творческое применение результатов предшествующего обучения; - творческое применение результатов предшествующего обучения; - интеграция знаний из разных предметных областей; - интеграция знаний из разных предметных областей; - приобретение умений и навыков межличностных взаимодействий. - приобретение умений и навыков межличностных взаимодействий.
этапы игры: этапы игры: подготовительный, который включает в себя: формулирование цели игры, распределение ролей (по инициативе учителя или обучающихся) и их освоение, а также обсуждение хода игры; подготовительный, который включает в себя: формулирование цели игры, распределение ролей (по инициативе учителя или обучающихся) и их освоение, а также обсуждение хода игры; - проведение игры; - проведение игры; - заключительный, на котором обсуждаются результаты игры и подводятся итоги по выполнению поставленной цели. - заключительный, на котором обсуждаются результаты игры и подводятся итоги по выполнению поставленной цели.
ИМИТАЦИОННЫЕ И СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - повышение мотивации и интереса к учебным занятиям вообще и моделируемым в игре аспектам действительности; - повышение мотивации и интереса к учебным занятиям вообще и моделируемым в игре аспектам действительности; - познавательное обучение : получение участниками игры достаточной информации; иллюстрация на конкретных примерах понятий, касающихся человеческого поведения; приобретение участниками игры навыков принятия решений; обучение участников игры наилучшими стратегиями в имитируемых ситуациях и др.; - познавательное обучение : получение участниками игры достаточной информации; иллюстрация на конкретных примерах понятий, касающихся человеческого поведения; приобретение участниками игры навыков принятия решений; обучение участников игры наилучшими стратегиями в имитируемых ситуациях и др.; - влияние участия в игре на учебную работу учащихся; - влияние участия в игре на учебную работу учащихся; - изменение отношения ученика к моделируемым ситуациям и людям, действующим в них; - изменение отношения ученика к моделируемым ситуациям и людям, действующим в них; - изменение самооценки ученика и его оценки значения и возможностей человека вообще; - изменение самооценки ученика и его оценки значения и возможностей человека вообще; - изменение в отношениях учеников и учителей в ходе занятий. - изменение в отношениях учеников и учителей в ходе занятий.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Деловая игра используется для решения комплексных задач освоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра используется для решения комплексных задач освоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Задания: 1. Задания, имеющие несколько решений, из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией. 1. Задания, имеющие несколько решений, из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией. 2. Задания второго типа требуют от учащихся выработки самостоятельного решения по какой- либо экологической проблеме. 2. Задания второго типа требуют от учащихся выработки самостоятельного решения по какой- либо экологической проблеме. 3. Задания третьего типа предусматривают анализ экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер. 3. Задания третьего типа предусматривают анализ экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер. 4. Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. 4. Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. 5. Задания, предлагающие школьникам разбор и анализ негативных действий человека по отношению к окружающей природе и грамотный, обоснованный выход из сложившейся ситуации. 5. Задания, предлагающие школьникам разбор и анализ негативных действий человека по отношению к окружающей природе и грамотный, обоснованный выход из сложившейся ситуации.
Программа "Экологическая дорожка" Программа "Экологическая дорожка" Игровая программа «Экологическая дорожка» разработана российскими педагогами для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Суть программы состоит в том, что формирование важнейших экологических понятий и изучение основных экологических законов происходит постепенно- ступенька за ступенькой, шажок за шажком, как по тропинке к экологическим законам. Игровая программа «Экологическая дорожка» разработана российскими педагогами для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Суть программы состоит в том, что формирование важнейших экологических понятий и изучение основных экологических законов происходит постепенно- ступенька за ступенькой, шажок за шажком, как по тропинке к экологическим законам.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ОЩУЩЕНИЕ ЧУДА» ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ОЩУЩЕНИЕ ЧУДА» ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА Учет индивидуальных особенностей восприятия, обработки и усвоения информации. Учитель использует методы, дающие возможности сосредоточиться на каждом ребенке, изменить каждое задание, чтобы помочь ребенку наилучшим образом реализовать свои возможности и потребности, индивидуально выбрать посильный путь обучения для каждого ребенка. Учет индивидуальных особенностей восприятия, обработки и усвоения информации. Учитель использует методы, дающие возможности сосредоточиться на каждом ребенке, изменить каждое задание, чтобы помочь ребенку наилучшим образом реализовать свои возможности и потребности, индивидуально выбрать посильный путь обучения для каждого ребенка. Цель заданий дать возможность для более полной самореализации как ученика, так и учителя. Цель заданий дать возможность для более полной самореализации как ученика, так и учителя. В основе – учение о различиях в функционировании полушарий головного мозга. В основе – учение о различиях в функционировании полушарий головного мозга.