Использование ИКТ на уроках
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский
Технология использования ИКТ на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах. Творческий подход к реализации задач; умение владеть компьютерной техникой.
Целью данной технологии является: Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижения хорошего показателя успеваемости в старших классах.
Задачи, решаемые технологией: развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учебы; организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещенном как на бумажном, так и на электронном носителе; увеличение наглядности при рассмотрении новой темы; облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Выполнение ряда условий: регулярность применения ИКТ на уроках ОБЖ; полнота программного методического комплекса по дисциплине; время для самостоятельной работы; анализ работ.
Варианты уроков с использованием ИКТ: урок изучения нового материала; урок повторения пройденного материала; урок контроля и проверки знаний; комбинированный урок.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются: наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала; владение учителем ОБЖ основами информационно- коммуникационных технологий; развитая информационная среда образовательного учреждения; смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта; владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Современный урок: учитель – не единственное действующее лицо на уроке; монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении.
Современный урок: взаимодействие по типу «учитель – ученик» и «ученик – ученик»; ситуации естественного общения, с опорой на жизненные проблемы; не ученик существует для предмета, а предмет для ученика; принятие учащегося таким какой он есть; использование ИКТ – необходимость.
Принципы уроков с использованием ИКТ: отказ от шаблона в организации урока; вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; развитие коммуникативной функции речи; не развлекательность, а занимательность урока.
Образовательные задачи: дать понятие; уточнить; расширить; обобщить; проверить; выявить; закрепить; дифференцировать; систематизировать; формировать; тренировать; учить применять; учить пользоваться.
Итоги применения данной технологии в учебном процессе: возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ; обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности; появление и рост у учащихся познавательного интереса; воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Самооценка учащихся в курсе ОБЖ: понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как ее искать (100%); умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию (97%); на основе имеющихся знаний и полученной информации научился создавать новые, ясные и четкие представления и знания (83%); могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации (71%); научился заниматься более эффективно, используя для этого информационные технологии (100%); научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приемов индивидуальной или коллективной деятельности (85%).