Готовность к Школе.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе. Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги. 1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 2. Мне интересно, какие у меня будут уроки. 3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена. 5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы. 8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду. 9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу. Оценка результатов: Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций. Краткое исследование развития речевого слуха. Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска. Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ- ШУ, ШУ-СУ. Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА- ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА- ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА. А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется): ДОМ-ТОМ-КОМ, БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА. Оценка результатов: высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. Низкий уровень -ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности. Тест словаря Инструкция: Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по- русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора. Наборы слов: Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом. Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному). 1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может. 1,5 балла- может описать предмет словесно. 0 баллов- отсутствует понимание слова. Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов Средний уровень баллов Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор». оценка уровня развития познавательной деятельности Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям. 1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 2. Назови фамилию, отчество родителей. 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? И т.д. Оценка результатов: Высокий уровень – баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека». Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя». В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори». Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай». Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же». Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
Тест «Круг». Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе. Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Проверка математических представлений. На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число "девять" с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).
Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный "подвох". Примеры таких задачек: -Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.) -- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.) - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Методика «Нелепицы». Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Не стоит забывать, что ребенка нельзя отдавать в школу если ему еще не исполнилось 6,5 лет на момент 1го сентября.