Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ФГБОУ ВПО "СПбГПУ") А.И. Рудской Высшее профессиональное образование – фундаментальная основа развития инновационной экономики знаний 18 апреля 2014 г., Санкт-Петербург
Стратегические цели и задачи современной высокотехнологичной промышленности ГЛОБАЛИЗАЦИЯГИПЕРКОНКУРЕНЦИЯСОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ нанотехнологии и новые материалы; ИТ, компьютерный инжиниринг ; передовые производственные технологии, включая аддитивные технологии / технологии 3-D печати; технологии автоматизации, роботизации и гибкой перенастройки производственных процессов; энергоэффективные технологии и многие другие. ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ТЕХНОЛОГИЙ от узкоспециализированных технологий до мульти- и транс- дисциплинарных технологий ВСЕ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ УЖЕ РЕШИЛИ ДО НАС увеличение доли комплексных научно-технических и технологических задач, значительное повышение уровня их сложности Сложность - до 10 млн. деталей (например, нефтяная платформа) Длительность - до 100 лет проект (ГЭС, АЭС, …) Каждый проект стал «вавилонской башней» Мульти-среда: до 1000 контракторов на один проект Стремительно растут требования "Инфляция" квалификаций 1
Компетенции – знания в действии Знания, умения и навыки, которые позволяют осваивать и эффективно применять передовые Наукоемкие Технологии мирового уровня ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ – мышление на основе: Знаний - Я это знаю, я это понимаю! Компетенций - Я знаю и понимаю, как Это сделать! в производственных компаниях в высокотехнологичном промышленном производстве СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕФИЦИТА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Технологические потребности инновационной экономики знаний требуют инженерно-технических кадров нового поколения, владеющих гораздо более широким спектром ключевых компетенций, чем только узкоспециализированные знания в научно-технических и инженерных дисциплинах 2
Основные проблемы инженерного образования Структура подготовки не соответствует потребностям высокотехнологичных отраслей и инновационных секторов экономики РФ Сеть технических вузов слабо адаптируется под запросы современной промышленности Низкий уровень подготовки и мотивации абитуриентов Квалификация, компетенции и уровень оплаты труда ППС не соответствуют требованиям современного инженерного образования Что мы имеем в результате? Содержание образования и профессиональные компетенции выпускников вузов не соответствуют требованиям работодателей а, главное, не позволяют решать основную задачу современной промышленности – создание в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения 3
Основные причины низкого уровня подготовки инженерных кадров Невысокий уровень зарплат инженеров ("менеджеры зарабатывают проще и больше") Устаревшая материально-техническая база инженерных вузов или неэффективное использование обновленной (и при этом быстро устаревающей!) материально-технологической базы Старение и вымывание научных и преподавательских кадров в инженерно-технических вузах и, соответственно, нарушение преемственности поколений и системы передачи знаний и опыта Разрыв между промышленностью как основным работодателем и техническими университетами в процессе подготовки инженерных кадров: -отсутствуют практическая ориентация и прикладной характер высшего образования; -оторванность программ подготовки инженеров от потребностей промышленности 4
3 категории современных инженеров Квалифицированные технические кадры, инженеры-техники-высококвалифицированные рабочие, эксплуатирующие высокотехнологичное оборудование РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ГОТОВЯТ Линейные инженеры: инженеры-конструкторы, инженеры- технологи, проектировщики, эксплуатационщики, строители, программисты, дизайнеры, наконец, инженеры-экономисты – экономисты, которые достаточно хорошо знают промышленность и производственные процессы, и т.д. РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ, КАК ПРАВИЛО, ГОТОВЯТ Инженеры-исследователи, инженеры-разработчики, инженеры-системщики, которые должны в полном объеме владеть современными парадигмами инженерного образования РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ, КАК ПРАВИЛО, ЕЩЕ НЕ ГОТОВЯТ ПРИМЕР: инженеры - физики-исследователи, которым предстоит в своей научно-исследовательской деятельности использовать уникальные установки Мега-Сайенс. 5
Российский Инженер XXI века должен: быть глобально конкурентоспособным и востребованным, обладать системным и глобальным мышлением; знать современные достижения науки и передовых технологий, быть технически и технологически компетентным – владеть технологиями мирового уровня; обладать как специализированными, так и меж-, мульти- и транс- дисциплинарными знаниями, умениями и навыками, компетенциями и технологиями; быть заинтересованным, мотивированным и увлеченным, быть готовым к обучению и самосовершенствованию на протяжении всей жизни (принцип обучение через всю жизнь); уметь работать в мульти-среде (технологической, культурной, языковой и т.д.); быть инновационно- и предпринимательски- активным, обладать лидерскими качествами, быть быстрым, гибким и мобильным. Итак, принцип XX века Кадры решают всё! в XXI веке заменяется принципом Всё решают компетентные кадры!. 6
Санкт-Петербург – один из лидеров инженерного образования Комплексная программа Наука. Промышленность. Инновации на 2012 – 2015 годы Предоставление субсидий молодым ученым и кандидатам наук, грантов студентам и аспирантам Санкт-Петербурга (~ 500) Поддержка малых инновационных предприятий (МИП), созданных вузами и научными организациями по ФЗ-217 развитие в городе системы мониторинга и диспетчеризации Центров коллективного пользования (ЦКП) уникальным оборудованием Создание и развитие инновационных территориальных кластеров Санкт-Петербурга Создании научно-образовательного Консорциума учреждений ВПО образования, высокотехнологичных предприятий промышленности, научных и проектных организаций Санкт-Петербурга Открытый институт междисциплинарных исследований (инициатива СПбГЭТУ ЛЭТИ, НИУ ИТМО и СПбГПУ) И … многие другие инициативы 7