Технология развиваюшего обучения
Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Системы развивающего обучения с направ- ленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Такое обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, органи- зованность На этапе реализации целей: трудолюбие, мас- терство, исполнительность, дисциплинирован- ность, активность На этапе анализа формируются: отношения, чест-ность, критерии оценки, совесть, ответствен-ность, долг
Мотив: «Для чего я буду это делать…» Цель: «Какой результат могу получить…» Действия: «Действия, необходимые для этого…» Контроль: «Останавливаюсь, проверяю, исправляю ошибки» Результат: «Сравниваю полученный результат с поставленной целью»
Определить внешние границы зоны ближайшего развития Отличить ее от актуальной и недоступной зоны Выявить качество усвоения учебного материала Изучить целостность учебной деятель ности (мотивационная, операционная, регуляционная)
Ход познания – от учеников Преобразующий характер деятель- ности учащегося: наблюдают, срав- нивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют зако- номерности Интенсивная самостоятельная дея- тельность учащихся
Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием Коллективный поиск Создание пед ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, избирательность; создание обстановки для естественного самовыражения ученика Гибкая структура