Макаренко Антон Семенович Макаренко Антон Семенович
Основные этапы жизни Анто́н Семёнович Мака́ренко. Родился 1 марта 1888, в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии советский педагог и писатель. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области). В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская годах учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» «Кризис современной педагогики». В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского. Член Союза советских писателей (с 1934 года).
С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии 5 в Броварах под Киевом. После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б). Семья Жена Галина Стахиевна Макаренко (Салько до ) [ ]. Приёмная дочь Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия) Приёмный сын Лев Михайлович Салько [ ]. Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Педагогическая деятельность работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. Работал в школе захолустной станции Долинская, Южной железной дороги. затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. В г. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.
Педагогические труды однин из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека. главное художественное произведение Макаренко «Педагогическая поэма» ( ) «Флаги на башнях» (1938) Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Педагогические взгляды 1. Воспитание детей в коллективе. Коллектив - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: - общая цель; - общая деятельность; - дисциплина; - органы самоуправления; - связь данного коллектива с обществом. 2. Дисциплина и режим. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники. 3. Трудовое воспитание. Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день 4. Проблема семейного воспитания. Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.
Требование к учителю В трудах А.С. Макаренко с большой полнотой были раскрыты с марксистско- ленинских позиций сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в советской школе. Макаренко считал: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах. Этотдневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу. Все данные о воспитаннике, какие возникнут в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».
Заключение А.С. Макаренко как мастер-педагог является образцом для учителей. Целеустремленный, смелый и решительный педагог-творец, не останавливающийся перед трудностями, знающий каждого воспитанника, глубоко понимающий детскую жизнь, высоко моральный и культурный человек, твердо верящий в лучшее в человеке, в его творческие силы, таков Антон Семенович - воспитатель-педагог. «Советское общество - это общество на великом походе, - писал Макаренко в начале 1939-го года. - Мы живём в то замечательное время, когда человечество закончило какой-то тысячелетний период предварительной жизни и впервые в истории подняло знамя человеческой организации. Мы вооружены стратегией марксизма - ленинизма, мы ведём бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь». Всю жизнь Макаренко следовал этому принципу. Макаренко творил жизнь. И жизнь, созданная им, продолжается. И в ней, в этой жизни, большое место принадлежит делам, мыслям, мечтам, надеждам, памяти этого удивительного человека.