Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии
Амнестическая афазия Афазия амнестическая [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] - симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария.
Локализация
Понимание Понимание устной и письменной речи сохранно. Понимание сложных логико-грамматических конструкций не нарушено или нарушено очень легко. Трудности возникают при назывании сравнительно редко употребляемых в речи предметов и частей тела, проявляются также увеличением времени припоминания названия объекта.
Речь Спонтанная и диалогическая речь больных этой группы практически сохранена: фразовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно отметить некоторое преобладание глаголов и других частей речи по сравнению с существительными. Затруднения в подборе нужных слов, которые выявляются при длительном общении, больные преодолевают, используя речевые штампы и повторение сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохранена. Часто встречаются вербальные парафазии и замена номинации указанием на назначение предмета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и контекст помогают вспомнить слово.
Чтение, письмо Чтение и письменная речь при амнестической афазии обычно не страдают, если очаг поражения не распространяется и не захватывает затылочно-теменные отделы левого полушария. В этом случае могут возникнуть специфические расстройства чтения и письма - оптическая литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нарушением зрительно-пространственного гнозиса.
Счет Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симптоматикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют "теменной амнестической афазией". Чаще всего это синдром Герстма - нарушение счета, ориентировки в правом-левом, пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнаруживаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.Указанный синдром обычно связывают с поражением задненижних отделов височной области и задненижних отделов теменной области левого полушария головного мозга (у правшей).
Ресурсы Амнестическую афазию можно считать "минимальной" дисфункцией речи. Сохранены артикуляция, понимание, повторение.
Психологические особенности Амнестическая афазия может быть относительно ранним или изолированным проявлением поражения нервной системы. Больной не может назвать предлагаемые ему предметы, включая имена существительные, имена прилагательные и другие описательные части речи. Его речь прерывается паузами, он затрудняется в подборе слов и замене одних слов и фраз другими, подходящими по смыслу (иносказания). Видя известные ему предметы, больной обычно рассказывает об их назначении вместо того, чтобы сказать, как они просто называются; с трудом описывает не только увиденное и услышанное, но и свои ощущения. Выполнять другие задания, например называть буквы, читать, писать, произносить слова по буквам и т. д., больной может; он также способен правильно использовать предметы по назначению и обычно может правильно указать предмет, услышав или увидев его название. Отдельные неточности в своих ответах и действиях больной относит на счет забывчивости, или находит какое-то другое объяснение своему затруднению, что свидетельствует о том, что он не осознает истинного происхождения своих ошибок.
Коррекционная работа На первой стадии одной из задач восстановительного обучения при амнестической афазии является расширение активного словаря и обогащение связей слова внутри речевой системы (Коган, 1962). Другой задачей является восстановление зрительно-предметной сферы восприятия и уровня образов-представлений. С этой целью больных обучают операции вычленения существенных признаков предметов (объектов, явлений). На второй стадии возникают задачи более тонкие восстановление многозначности слова, включение искомого слова во всевозможные связи, преодоление у этой группы больных «стереотипных» способов, поиска слова (Коган, 1962).