«Именно новая интеллектуальная система, сформированная по принципу «обучаемый – компьютерная система - преподаватель», позволит осуществить идеи опережающего образования» А.И. Митин (к.ф.-м.н., доцент кафедры информатизации структур государственной службы РАГС); Е.Н. Пасхин (к.ф.-м.н, сотрудник РАГС).
Содержание 1. Методические рекомендации для педагогов 1.1 Понятие Дистанционного образования 1.2 Факторы, определяющие дистанционную форму обучения 1.3 Преимущества Дистанционного образования 1.4 Модели дистанционного обучения 1.5 Дистанционное обучение в России 1.6 Дистанционное образование для подростков с ОВЗ 1.7 Перспективы развития Дистанционного образования в Мурманской области 2. Рекомендации для родителей 3. Помощь учащимся 10 – 11 классов в их профессиональной ориентации с использованием методики MMPIМетодические рекомендации для педагоговПонятие Дистанционного образованияФакторы, определяющие дистанционную форму обученияПреимущества Дистанционного образованияМодели дистанционного обученияДистанционное обучение в РоссииДистанционное образование для подростков с ОВЗПерспективы развития Дистанционного образования в Мурманской областиРекомендации для родителейПомощь учащимся 10 – 11 классов в их профессиональной ориентации с использованием методики MMPI
Методические рекомендации для педагогов
Это образовательные технологии реализуемые, с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или непосредственном взаимодействии педагога и ученика Понятие Дистанционного образования
Факторы, определяющие дистанционную форму обучения Разделение учителя и учащегося расстоянием на большую часть образовательного процесса Использование учебных средств, способных объединить усилия учащихся и педагогов и обеспечить усвоение содержания курса Обеспечение интерактивности между учащимся и учителем Преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя
Использование технологий дистанционного обучения позволяет: Снизить затраты на проведение обучения; Проводить обучение большого количества человек; Повысить качество обучения за счет применения современных средств (электронных библиотек и др.); Создать единую образовательную среду.
Модели дистанционного обучения
Традиционные модели Автономные обучающие системы Обучение основанное на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений Обучение в специализированных образовательных учреждений Университетское обучение Обучение по типу экстерната
Обучение ориентированно на вузовские или школьные требования Предназначено для учащихся, которые по тем или иным требованиям не могут посещать очные учебные заведения Для организации используются различные средства телекоммуникаций коммуникации (в частности электронная почта )
Университетское обучение Обучение на базе одного университета для студентов обучающихся на расстоянии (дистанционно) Широко используются новые информационные технологии Создаются информационно- образовательные среды отдельных университетов для получения студентами дополнительного массива знаний Пример: университет Нового Южного Уэльса в Австралии проводит дистанционное образование 5000 студентов, обучая при этом 3000 человек очно
Обучение основанное на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного образования позволяют сделать их более профессиональными и менее дорогостоящими Пример: программа дистанционного обучения для всех стран Британского содружества наций «Сотрудничество в образовании», цель которой – дать возможность гражданину каждой страны- участницы получить образование на базе любого университета и колледжа не покидая своего дома.
Обучение в специализированных образовательных учреждений Получение образования в образовательных учреждениях ориентированных на разработку программ и мультимедийных курсов предназначенных для дистанционного обучения Пример: различные университеты, факультеты, интернет сайты дистанционного обучения и прочее.университеты факультетыинтернет сайты
Автономные обучающие системы Обучающая система в которой для удаленного обучения используют средства сети Интернет, мультимедиа программы, обучающие видео, радио трансляции, аудиозаписи и т.д. Пример: распространенная модель обучения в старших классах школ США. Кроме того, используется для получения самообразования.
Современные модели Модель C - Открытое обучение + аудиторные занятия Модель B - Независимое обучение Модель А - Распределенная аудитория
Трансляция аудиторного курса с помощью интерактивных телекоммуникационных технологий из одного места в одно или несколько других мест, где расположены группы студентов; Типичный результат - расширенная студенческая аудитория, сочетающая студентов, находящихся в кампусе, и дистанционные группы. График и место обучения определяет учреждение.
Модель B - Независимое обучение Эта модель освобождает студентов от необходимости быть в определённом месте в определенное время. Студенты обеспечиваются разнообразными учебно-методическими материалами, а также постоянной обратной связью с преподавателем факультета, который обеспечивает руководство изучением курса, отвечает на вопросы, и оценивает их работу. Связь между студентом и преподавателем достигается: по телефону, голосовой почте, компьютерной конференции, электронной почте, регулярной почте.
Модель C - Открытое обучение + аудиторные занятия Эта смешанная модель предполагает использование руководства (путеводителя) к курсу и других источников учебной информации (например, видеокассет или компьютерных дисков), что позволяет студенту индивидуально изучать курс согласно собственному графику, в сочетании с использованием технологий интерактивной телекоммуникации для общих групповых занятий всех зарегистрированных студентов.
Современная организация самостоятельной работы студентов при Дистанционном образовании
Дистанционное обучение в России
Вузы России, ведущие подготовку кадров по системе ДО МЦДО «ЛИНК» Московский государственный университет экономики статистики и информатики Международный институт экономики и права МГППУ С.-П. государственная академия аэрокосмического приборостроения
Система дистанционного обучения в МГГУ Цель: Обеспечить студентам очной, заочной и очно-заочной форм обучения возможность получения высшего образования с использованием современных технологий дистанционного обучения.
Для организации образовательного процесса по различным дисциплинам используются такие средства разработки систем «ДО» как: LMS Moodle, Competentum Magister.Plus На специальных порталах размещены: тексты лекций, видео, аудио, презентации, фото, тестовые материалы, а также имеется возможность онлайн-связи посредством форумов и чатов.
Дистанционное образование для подростков с ОВЗ
Категория лиц с ОВЗ Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно- двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды
Дистанционное образование позволяет лицам с ОВЗ: Расширить пространство взаимодействия детей с ограниченными возможностями; Свободно изучать материал, независимо от времени и места обучения; Повысить интенсивность общения с преподавателем при использовании сетевых возможностей современных технологий; Составлять индивидуальную учебную программу; Использовать все возможности компьютерных технологий, которые помогают в обучении лиц с ОВЗ.
Особенности ДО для лиц с ОВЗ Обучение может осуществляться посредством электронного деканата, где у каждого студента есть личный кабинет Электронный деканат предоставляет возможность: ознакомиться с учебным планом на текущий семестр; получить варианты заданий; отправить выполненные работы; узнать результаты своих работ; связаться с администрацией и получить различную информацию
Студенты имеют возможность посещать специально организованные вечерние аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и т.д.) Для студентов, которые не могут посещать очные занятия, должны проводиться интернет-трансляции лекций, семинаров и групповых консультаций с преподавателями через Интернет в режиме онлайн.
В Мурманской области в августе 2009 года создан Ресурсный Центр дистанционного образования детей-инвалидов; РЦДО является самостоятельным структурным подразделением Государственного областного образовательного учреждения «Минькинской СКОШи V вида» осуществляющим учебную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий Перспективы развития Дистанционного образования в Мурманской области:
Рекомендации для родителей
Обучение подростка в дистанционной форме требует учёта некоторых правил по создания особого учебного пространства в условиях квартиры. Необходимо продумать, где лучше всего расположить рабочее место ученика. Рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения. Лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей, чтобы можно было установить на нем не только компьютер, но и периферийные устройства, а также специальное и учебное оборудование в безопасном и устойчивом положении. Все технические средства должны быть расположены недалеко друг от друга, на расстоянии вытянутой руки от подростка. Принтер лучше расположить чуть ниже, например, на тумбочке..
Для освещения применять обычные светильники. Свет должен падать на клавиатуру сверху. Со стороны ведущей руки должно быть оставлено место для ручной работы подростка на столе, для записей на бумаге. Во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка. Необходимо контролировать время работы подростка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Необходимо снижать зрительную нагрузку подростка при работе
Проведение профориентационного тестирования Разработан сотрудниками Миннесотского университета США. Испытуемые должны отвечать на вопросы или высказывать свое отношение к четко сформулированным мнениям. Необходимо читать каждое утверждение и решать, верно оно или неверно по отношению к Вам. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову. Комплексный супертест общей профориентации Тестовый метод общей профориентации включает 11 показателей профессиональных направлений. - административное руководство - производство - офисная работа - обслуживание - педагогика - экспедиции - наука - искусство - спорт - программирование - военная служба