Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Но по мере развития общества складываются представления о неизбежности социального неравенства. Греция: Сократ, Платон, Аристотель Древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида - противоречивое единство общественного и индивидуального.
Средние века Фома Аквинский: «модернизация» раннесредневекового христианства, разрушение феодально-религиозных представлений и утверждение новых, предпринимательских ориентаций в хозяйственной деятельности. Томас Мор: начало утопического социализма, общества, в котором нет частной собственности а труд является обязательным для всех; критика капитализма и его антигуманной сущности.
Новое время Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах общество и государство, являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс. Философия в XVII в. сосредоточилась на изучении закономерностей развития общества и начале новой общественно-экономической формации - капитализма, который по своим характеристикам выступал отрицанием феодализма как общественно-экономической формации.
Жан Боден ( ) Наиболее значимой его работой явилось сочинение Шесть книг о республике, в котором он дает целостную картину развития общества и государства. Государство, согласно Ж. Бодену, развивается из естественного состояния путем развития семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и т.д.
Шарль Монтескье ( ) Известен как автор теории о разделении властей, был сторонником некоторых общих социологических идей, которые позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих Размышлениях о причинах величия и падения римлян и в сочинении О духе законов.
Теория общественного договора(Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж.- Ж. Руссо) Т. Гоббс считает естественное догосударственное существование людей негативным, войной всех против всех, а о человеке говорит, что он по природе является злым и эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают некие врожденные и неизменные элементы человеческой природы, тогда как в действительности человека и происходящие с ним изменения нужно объяснить, отправляясь от общества.
Фридрих Гегель ( ) Значительным вкладом Гегеля в становление социологии являются его представления об истории человеческого общества как процессе, связанном с целостной действительностью, и о том, что историю следует принимать такой, какая она есть. Большое значение имеют гегелевское понимание человека как деятельного существа, а также представления Гегеля о государстве, которое он понимает идеалистически.