Психологическое обеспечение образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог Муймарова О.С.
Зачем нужен психолог в школе?
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок: - получал удовольствие от процесса обучения; - получал удовольствие от общения в школе; - имел хорошие отношения в классе; - легко усваивал знания; - имел друзей.
НО жалобы начинаются уже в начальной школе: - «ребёнок не хочет учиться (читать, писать)»; - «его все обижают»; - «он не хочет идти в школу»; - «учительница придирается»; - «задания слишком сложные»; - «он очень не усидчивый».
Цель психологической службы образования: создание комплекса образовательных, просветительских, диагностических, медицинских, коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности
Функции школьного психолога: - - психологическая диагностика; - коррекционно-развивающая работа; -консультирование родителей и учителей; - психологическое просвещение; -участие в педсоветах и родительских собраниях; - участие в наборе первоклассников; - психологическая профилактика.
Обследование детей, поступивших в первый класс: 1.Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе. 2.Тест «Школьная зрелость» А. Керна и И. Йирасека. (Рисунок человека, скопировать фразу, скопировать точки) 3.Мышление и речь. 4.Умозаключения ( Э. Замбацявичене, А. Чупров и др. ) 5. Внимание (корректурная проба). 6. Диагностика отношения ребёнка к школе (наблюдение, анкета, заполняется учителем) 7. Память (Методика «10 слов) 8. Темперамент (анкетирование родителей)
педагог - психолог ??
Данил поступил в 1 класс, имея диагноз F 83. Ребёнок воспитывается в полной, благополучной семье, есть старший ребёнок без отклонений в развитии. Наследственных заболеваний семья не имеет. ЗПР у данного ребёнка относится к группе СОМАТОГЕННЫХ.
Результаты обследования на начало 1 класса
Коррекционно-развивающая работа с 1 по 4 классы 1 класс «Коррекционно – развивающая программа по профилактике дезадаптации первоклассников», направленная на развитие познавательных процессов (развитие памяти, развитие внимания, развитие мышления, создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей, развитие коммуникативных навыков).
2 класс Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», направленная на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки. Коррекционно-развивающая работа с 1 по 4 классы
3 – 4 классы «Сказка о тебе и о других», направленная на повышение самооценки, снижение тревожности, умение справляться с агрессией и гневом, а также работе со страхом. Особое внимание уделено развитию командного взаимодействия и совместной работе. Коррекционно-развивающая работа с 1 по 4 классы
Обследование учащихся в конце 4 класса Применяются следующие методики: - исследование памяти (зрительная, слуховая, комбинированная, смысловая); - исследование саморегуляции; - исследование внимания (кольца Ландотта); - исследование мышления (анаграмма, определение существенного, обобщение, классификация, аналогия сравнение), ( А. В. Басов и Л. Ф. Тихомирова); - IQ; - уровень школьной мотивации. Дополнительно проведено обследование на определение темперамента обучающихся.
Результаты обследования на конец 4 класса
Областная психолого- медико - педагогическая комиссия ставит мальчику диагноз «лёгкая умственная отсталость» и рекомендует обучение в специальном (корекционном) классе VIII вида. С 5 класса ребёнок обучается в рекомендуемом классе.
педагог-психолог и другие специалисты сопровождения ? обучение в 5 специальном (коррекционном) класс VIII вида
- стало легче учиться - с удовольствием выполняет предложенные задания - делает домашнее задание - начал общаться с одноклассниками - «ожил» (слова мамы) Итог: и ребёнок, и родители удовлетворены обучением; ребёнок попал в среду, необходимую ему для комфортной жизни.
Результаты обследования на начало 1 класса
Областная ПМПК рекомендует обучение по учебному плану для специальных(коррекционных) классов VII вида. Воспитывается в семье без мамы, с бабушкой и отцом. Отец свои родительские обязанности выполняет не в полной мере. ЗПР у данного ребёнка ПСИХОГЕННОГО характера.
Результаты обследования на конец 4 класса
возможность обучения по общеобразовательной программе обучение в 5 специальный (коррекционный) класс VIII вида педагог-психолог и другие специалисты сопровождения
П - помощь в возникающих проблемах С - совет, если в чём-то сомневаешься И - интерес, к тому что говорит ученик Х - хороший друг каждому ребёнку О - ответ на возникающий вопрос Л - любовь к ребёнку О - ответственность за ребёнка Г - гордость за выполненную задачу Зачем нужен психолог в школе?