Изменение системы учета в органах Федерального казначейства в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ.
Министерство финансов Удмуртской Республики Бухгалтерский учет и отчетность автономных учреждений с 1 января 2011 года.
Отдельные вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений в новых условиях (открытие и ведение лицевых счетов)
Саратов 2013 БЮДЖЕТНОЕ СОБРАНИЕ Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений.
Докладчик:Зеленский В.А. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
СЛАЙД 1 Докладчик: Романов Сергей Владимирович -заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 10 июля 2010 года Организация.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Лекция на тему: «Развитие законодательной основы бюджетного учета в Российской Федерации»
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
План финансово- хозяйственной деятельности и бюджетная смета Комлев Александр Сергеевич Министерство финансов Республики Коми
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета Начальник Отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Формирование задания учредителя. Финансирование на основе субсидии. Показатели объем и качества оказываемых услуг. Контроль выполнения задания учредителя.
Саратов 2013 Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений Управление Федерального.
Транксрипт:

Изменение системы учета в органах Федерального казначейства в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Содержание и задачи учета в секторе государственного (муниципального) управления, его правовое регулирование Учет в секторе государственного (муниципального) управления это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими государственных (муниципальных) учреждений; об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.

Задачи учета в секторе государственного (муниципального) управления: 1) формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности; 2) формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3) обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений; 4) обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На современном этапе развития бюджетного учета можно выделить пять уровней правового регулирования учета в секторе государственного (муниципального) управления. Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»; Федеральный закон oт ФЗ «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и др.).

На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкцией Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению от г. 157н, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от н, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от н, Инструкцией по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от н, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от н, Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от н. Указанные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации формируют единую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех государственных (муниципальных) учреждений порядок учета и отчетности.

Третий уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» и др.), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета (Постановление Госкомстата Российской Федерации от «Oб утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.). Четвертый уровень правового регулирования формируют нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов, организующих исполнение данного бюджета. К пятому уровню относятся локальные правовые документы государственных (муниципальных) учреждений, принятие которых предусмотрено вышеозначенных Инструкций. Такими документами являются: приказ руководителя учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.

Сложившаяся в настоящее время система правового регулирования учета в секторе государственного (муниципального) управления является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы, основными направлениями которой являются: - бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения; - организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики; - среднесрочное бюджетное планирование. Данная реформа поддерживается новой системой учета и отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. План счетов всех единиц сектора государственного (муниципального) управления содержит в себе полный спектр активов и обязательств, чистой стоимости сектора государственного управления, интегрирован с бюджетной классификацией Российской Федерации, а также предусматривает использование метода начислений при учете государственных операций. Учетные данные единиц бюджетной системы Российской Федерации, основанные на Едином плане счетов сектора государственного (муниципального) управления, консолидируются в соответствии с правилами бухгалтерского учета для получения следующих отчетов: 1) по операциям кассового обслуживания, составляемого органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета; 2) финансового органа или администратора бюджетных средств об исполнении бюджета; 3) главного распорядителя, содержащего показатели финансовой деятельности. Инструкции по учету в секторе государственного (муниципального) управления позволяют: 1) обеспечить формирование полной и достоверной отчетности о состоянии активов, обязательств и финансовых результатах деятельности учреждений, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы; 2) консолидировать эту информацию в органах Казначейства. Реформирование учета в секторе государственного (муниципального) управления позволило ввести в действие три критерия учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию: - объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина РФ от г. 70н), а затем в Инструкциях 25н и 148н. - применение метода начислений. - интеграция с бюджетной классификацией.

Метод начислений позволяет оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке. Учет по методу начислений повысил прозрачность операций сектора государственного управления и дает информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на методе начислений, находится администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств. Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово- бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета план счетов учета в секторе государственного (муниципального) управления интегрирован с бюджетной классификацией.

Субъекты и объекты учета в секторе государственного (муниципального) управления Под субъектами учета в секторе государственного (муниципального) управления понимаются: 1) органы государственной власти (государственные органы); 2) органы местного самоуправления; 3) органы управления государственными внебюджетными фондами; 4) государственные академии наук; 5) государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации; 6) иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств; 7) финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (финансовые органы); 8) органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (органы, осуществляющие кассовое обслуживание).

При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что: 1.бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета; 2.бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций; 3.бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем; 4.информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности; 5.информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;

6. данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; 7. рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяется при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период); 8. в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. При этом, существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета; 9. имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранение); 10. обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности); предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами. Руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете; формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля; иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Если говорить непосредственно о бюджетном учете, то субъекты бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету 162н подразделяются на три группы: 1) органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы); 2) органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства); 3) главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов бюджетов, главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов (все вместе образуют понятие администраторов бюджетных средств). Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами бюджетного учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета. На современном этапе можно выделить следующие объекты учета в секторе государственного (муниципального) управления: 1) нефинансовые активы; 2) финансовые активы; 3) обязательства; 4) финансовый результат; 5) санкционирование расходов бюджета.

1) В состав нефинансовых активов включены: основные средства (помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и др.), нематериальные активы, материальные запасы (медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, материалы и др.) и другие. 2) К финансовым активам относятся: денежные средства учреждения (на банковских счетах, в кассе и др.); средства на счетах бюджетов; средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале и др.); расчеты с дебиторами (по доходам, по выданным авансам, по бюджетным кредитам, по недостачам и др.); дебиторская задолженность по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет и по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов и др. 3) Объектами учета являются обязательства: по расчетам (с кредиторами по долговым обязательствам; с поставщиками и подрядчиками; по платежам в бюджеты и др.); по внутренним расчетам между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств; по расчетам по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет и по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (кредиторская задолженность) и др. 4) К объектам учета в секторе государственного (муниципального) управления относится также финансовый результат: финансовый результат учреждения (разница между его совокупными активами и совокупными обязательствами) и результат по кассовым операциям бюджета (разница между поступлениями в бюджет и выбытиями средств бюджета). 5) В составе такого объекта учета как санкционирование расходов бюджета выделяются: бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и принятые бюджетные обязательства.

Распределение объектов бюджетного учета по субъектам бюджетного учета: Субъекты бюджетного учета Объекты бюджетного учета Нефинансовые активы Финансовые активы ОбязательстваФинансовый результат Санкционирование расходов бюджета Органы, организующие исполнение бюджетов (финансовые органы) _+_++ Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства) _++++ главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов бюджетов, главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов, казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения +++++

При этом каждый субъект бюджетного учета из всего массива счетов бюджетного учета, характеризующих разные объекты учета, использует только те, которые непосредственно связаны с его полномочиями в соответствии с бюджетным законодательством. Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются: в 1-17 разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; в 18 разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности); в разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. Для казенных учреждений и бюджетных учреждений в разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности. В разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов. В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности): для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов, и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание: 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность); 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); 3 – средства во временном распоряжении; 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; 5 – субсидии на иные цели; 6 – бюджетные инвестиции; 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию; для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса: в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации): 8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах; в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете: 9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах. Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.