Способы повышения познавательной активности дошкольников
Понятие познавательной активности Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Метод анализа и синтеза Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного каузального анализа. Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного каузального анализа. Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения
Прием сравнения В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки, проявления чувств и др. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки, проявления чувств и др.
Задания на группировку и классификацию Начинать следует с простых заданий, например: Разложи картинки на две группы в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую все, что нужно для работы врачу Начинать следует с простых заданий, например: Разложи картинки на две группы в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую все, что нужно для работы врачу
Метод моделирования и конструирования Целесообразно научить детей составлять план- карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, читать карту. Этим же целям служат и задания типа Составим маршрут предстоящей экскурсии. Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы- заменители. Целесообразно научить детей составлять план- карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, читать карту. Этим же целям служат и задания типа Составим маршрут предстоящей экскурсии. Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы- заменители.
Экспериментирование Занятие «Свойства воды» «Вода невидимка» «Вода невидимка» Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет своего цвета; Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет своего цвета; создание условий для развития у детей наблюдательности, познавательного интереса, расширение кругозора. создание условий для развития у детей наблюдательности, познавательного интереса, расширение кругозора. Материал: сосуды с водой; гуашь для закрашивания воды; Материал: сосуды с водой; гуашь для закрашивания воды; металлические предметы, детали. металлические предметы, детали. Ход занятий: перед детьми банка с чистой водой. Ход занятий: перед детьми банка с чистой водой. - Можно ли что - нибудь спрятать в воде? (ответы детей). - Можно ли что - нибудь спрятать в воде? (ответы детей). Дети экспериментируют, опускают разные предметы вводу и выясняют: чистая вода прозрачна в ней нечего нельзя спрятать. Дети экспериментируют, опускают разные предметы вводу и выясняют: чистая вода прозрачна в ней нечего нельзя спрятать.
Занятие «Свойства воды» (опыты) Воспитатель предлагает при помощи гуаши закрасить воду. После этого проводиться игровое упражнение «Что спрятала Водичка?». Один из детей поочередно опускает разные предметы в воду, остальные определяют, что там спрятано. Воспитатель предлагает при помощи гуаши закрасить воду. После этого проводиться игровое упражнение «Что спрятала Водичка?». Один из детей поочередно опускает разные предметы в воду, остальные определяют, что там спрятано.
Занятие «Свойства воды» (вода льется)
Способы повышения познавательной активности Метод анализа и синтеза Метод анализа и синтеза Прием сравнения Прием сравнения Задания на группировку и классификацию Задания на группировку и классификацию Метод моделирования и конструирования Метод моделирования и конструирования Метод проблемных вопросов Метод проблемных вопросов Самостоятельный поиск ответов Самостоятельный поиск ответов Решение логических задач Решение логических задач Экспериментирование и опыты Экспериментирование и опыты