Социально – познавательный проект в старшей логопедической группе: «Святки колядки» воспитатель: Шакирова Гульдар Гилимдаровна год.
Вид проекта: социально-познавательный краткосрочный (неделя) групповой. Участники проекта: дети старшей логопедической группы, дети других групп детского сада, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность темы: Необходимо с дошкольного возраста приобщать детей к истокам русской национальной культуры. Знакомить с историей возникновения праздничных традиций. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями связанными с празднованием Рождества и Нового года на Южном Урале, с историей их возникновения.
Задачи: 1. Привлечь внимание детей к народному фольклору. 2. Познакомить детей с обычаями нашего народа. 3. Развивать у детей творческие способности, монологическую и диалогическую речь, четкое и правильное звукопроизношение. 4. Воспитывать чувство причастности, эмоциональной отзывчивости и уважения к традициям и культуре своей страны и области.
Тематическое поле. 1. Пришла коляда на кануне Рождества. 2. Живет в народе песня. 3. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд. 4. Коляда, коляда, отворяй ворота! 5. Развлечение «Колядки матушки зимы»
План проекта: Тема:Задачи: Форма детской деятельности: 13 янва ря. «Пришла коляда на кануне Рождества» Познакомить детей с праздником народного календаря и православным: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь, развивать диалогическую речь. Повторять колядки четко произнося все звуки и окончания в словах. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны и области. Познавательная беседа с детьми: «Колядки на Руси», что они обозначают? Разучивание колядок. Рассматривание иллюстраций о святочных гуляниях.
14 янва ря. «Живёт в народе песня» Поддерживать интерес к обрядам и традициям при исполнения песенок колядок. Развивать у детей желание исполнять песенки колядки четко проговаривая все звуки в словах, и правильно произносить окончания. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Конкурс «Пение колядок» Игры: «Козлик», «Пирог» Танец-хоровод «Прялица» 15 янва ря. «Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд» Дать детям представление об обрядах колядования, играх и потехах. Расширять словарь. Развивать диалогическую, монологическую речь. Закреплять умение четко произносить слова. Развивать мелкую моторику рук при лепке. Воспитывать чувство причастности к традициям региона. Лепка: «Печенье козульки» Игры: «Петушиный бой», «Жмурки», «Два мороза» Рассказывание по схемам. Настольный театр «Колядовщики»
16 янва ря. Коляда, коляда, отворяй ворота. Закреплять у детей знания об обрядах колядования. Воспитывать чувство уважения к традициям и культуре страны, области. Развивать у детей умение исполнять свою роль используя мимику и жесты, умение выразительно говорить слова в диалоге проговаривая правильно все звуки. Учить детей четко произносить слова приветствия и благодарности. Развивать у детей память, речь. Театрализованная игра «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Игра «Баба Яга» Рисование «Колядовщики идут.» ( Расскажи, что нарисовал?) 17 янва ря. Развлечение «Колядки матушки зимы» Поддерживать интерес к русской национальной культуре. Умение исполнять песенки колядки наизусть используя все выразительные средства речи. Воспитывать чувство причастности к культурному наследию региона Праздник - развлечение «Колядки матушки зимы» Чаепитие в группе.
Колядки на Руси. В познавательной беседе дети познакомились с православным праздником «Рождество». С интересом наряжались и исполняли знакомые песенки колядки. В сюжетно ролевой игре закрепляли полученные знания исполняя разные роли.
Конкурс «Пение колядок» Дети с большим удовольствием исполняли песенки колядки. Четко проговаривали все звуки в словах и правильно произносили окончания. Закрепили в памяти множество колядок разного содержания.
Коляда, коляда, ты подай нам пирога. Или хлеба ломтину, Или денег полтину. Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком. *** Позвольте здесь постоять, коляду вам рассказать. Уж как наша коляда не велика не мала, она в двери не влезает, горе, скуку разгоняет. Через улицу идет, всем поклоны раздает.
Игра « Козлик» Дети вспомнили персонажа, который должен был присутствовать на колядках как символ достатка и плодородия - коза. Играя в игру, закрепляли умение выполнять движение в соответствии с текстом.
Лепка печенья «козульки» Дети узнали, что хозяева на Святки пекли фигурные печенья в форме животных, чтобы угощать колядовщиков. Слепленные печенья в дальнейшем использовались в театрализованной игре. Составление рассказа по схемам. Дети закрепили в памяти последовательность исполнения обрядов на колядках. Развивалась связная, монологическая речь детей.
Настольный театр « Колядовщики» Дети повторили песенки колядки. Отражали в игре все обряды во время колядования. С интересом исполняли свои роли, старались правильно выговаривать все звуки в словах.
Театрализованная игра «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Дети закрепили знания об обрядах во время колядования. Исполняли свою роль используя все выразительные средства речи. Четко произносили слова приветствия, и благодарности.
Игра «Баба Яга» Дети закрепляли умения выполнять движения под текст. Вспомнили другие русские народные игры, которые проводились на Святках.
Рисование «Колядовщики идут!» Дети отразили впечатления о празднования колядок в рисунках. С увлечением рассказывали сверстникам о том, что они нарисовали.
Поздравляем всех с колядой! Коляда! Коляда! На кануне Рождества. Блин да лепешка на красном окошке. Тетенька добренька, подай кусочек сдобненький. Не режь, не ломай поскорее подавай!
Развлечение «Колядки матушки зимы» Детям очень понравилось принимать участие в празднике. С удовольствием играли в народные игры, исполняли песенки колядки.
Вот вам угощенье сыр, да печенье, Пряники, конфетки, кушайте детки!
Дети узнали много нового и интересного о традициях и обрядах связанных с празднованием «Рождества» на Руси. Разучили множество песенок колядок, разного содержания. Узнали много русских народных игр проводимых во время Святочных гуляний. Дети активно использовали полученные знания в игровой деятельности.