Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм произнесение.
Р АЗДЕЛЫ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ фонетическое оформление звуко-слоговая структура ритмическую структура орфоэпия темп
ВИДЫ РАБОТ : воспроизведение слов по подражанию; чтение с разложением на части; чтение без разложения на части; называние картинок; ответы на вопросы; Работая над словом важно: большое внимание уделяется его вопроизведенсию по подражанию; восприятие детьми правильного образца, каким является речь педагога.
Э ТАПЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВОЙ РИТМИКИ. Слово делится на части; Произнесение каждой части слова сопровождается движениями речевой ритмики, которые плавно переходят одно в другое, что способствует слитному произнесению слова. Характер движений определяется фонетическим составом слова и его ритмической структурой. При специальной работе над словом на первых этапах допустим несколько замедленный, по сравнению с естественным, темп произнесения. При этом слитность и ударение в слове должны быть сохранены. По мере необходимости из слова вычленяются отдельные слоги и даже звуки, с условием обязательного последующего их слияния в слове. Для соблюдения ребенком естественного темпа нужно сокращать количество движений, стремясь к тому, чтобы слово произносилось на одном движении 3-5 лет : аналитическое чтение; Чтение слов с разложением его на части Графическое расчленение слова (табличка как опора зрительная) Чтение без разложения на части Самостоятельное воспроизведение слов ( помощь: по подражанию)
Н А ЗАНЯТИЯХ РАБОТА ПРОВОДИТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ : педагог произносит слово в нормальном темпе, соблюдая ударение и орфоэпические нормы, предъявляет детям образец звучания; дети вместе с педагогом произносят слово слитно, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на звуках, воспроизведение которых в слове вызывает затруднения; дети вместе с педагогом произносят слово в темпе, близком к естественному (на этом этапе можно попробовать сократить количество движений); дети самостоятельно произносят слово. Слова, используемые в упражнениях, обязательно должны быть знакомы и понятны, употребимы в детской речи.
НАПРИМЕР: СЛОВО « МАМА » Произнесение слова сопровождается двумя движениями, соответствующими слогу ма. МА правая рука в сторону, ма левая рука в сторо ну, мама вначале одна, затем другая рука плавно опускается вниз. Слово мама произносится на одно движение: опуская руки вниз или разводя в стороны.
Р АБОТА НАД ФРАЗОЙ Содержание направления: формирование у детей навыка слитного произнесения коротких фраз, членение длинных фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произнесения фразы, а также, по возможности, ее интонационного рисунка. Кроме этого, дети должны реализовать во фразе все те произносительные навыки, которыми они овладели на материале слогов, словосочетаний и слов.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРОИЗНЕСЕНИЯ ФРАЗЫ Упражнения, построенные на ограниченном звуковом материале; ( направлены на то, чтобы дети учились произносить достаточно большой по объему речевой материал, не испытывая при этом затруднений в звуковоспроизведении; НП: Дом, дом, дом Ва-ва, да-да,Мама тут, тут и там, нет воды…); В упражнениях используется фразовый материал, насыщенный тем или иным звуком, например: звук м Моя мама пошла в магазин; заучивание стихотворных текстов; Использование сюжетных картинок; Ответы на вопросы;
РАБОТА НАД ФРАЗОЙ ТЕСНО СВЯЗАНА С ФОРМИРОВАНИЕМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ, РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ - ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ УСЛОВИЯ: речь взрослых должна быть богато интонированной; необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых разнообразные эмоции можно выразить междометиями: ай ай ай! ой! ах! ура! и т. п.; проводить специальные упражнения в которых используются противопоставленные интонации, например: Да? Нет! Да! Я? Нет. Ты! использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком; проводить речевые игры, предполагающие изменение голоса по высоте и интенсивности:
РАБОТА С ПЛОХОГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ В КОНЦЕ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ Задача: уточнение, закрепление, отработка с детьми, которые не смогли овладеть произносительными навыками в соответствии с программными требованиями, материала по всем направлениям, но на ограниченном материале.
Р АБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ : ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА. Работа проводится на ограниченном звуковом материале, что позволяет создать модель правильного воспроизведения слова слитного с соблюдением звукового состава, на уровне, доступном данному ребенку. Навык правильного произнесения отработанных слов переносится и на слова, с которыми не проводится специальная работа.
ДЛЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОДБИРАЮТСЯ СЛОВА, СОСТОЯ Щ ИЕ ИЗ ЗВУКОВ, КОТОРЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА: а)произносятся точно; б)произносятся как точно, так и дефектно; в)заменяются допустимыми и регламентированными заменами; Из этих звуков составляют слова, знакомые и часто употребляемые в речи данного ребенка,
П ЛАНИРУЯ РАБОТУ С РЕБЕНКОМ : педагог берет на неделю 3 5 слов (в зависимости от возможностей дошкольника) и учит произносить их правильно: слитно, с соблюдением звукослогового состава, словесного ударения, орфоэпических норм, в темпе, близком к естественному. используются все виды работ над словом (подражание, чтение с разделением слова на части, чтение без разделения слова на части, называние картинок и т. д.). Работа над словами проводится до полной автоматизации их воспроизведения. Затем берутся другие слова списка. Из слов, которые ребенок научился произносить правильно, составляются фразы. Одновременно с работой над словом проводится работа над звуками, дефектное воспроизведение которых в наибольшей степени влияет на внятность и разборчивость речи.