Советы логопеда. Или на что нужно обратить внимание при подготовке к школе? звукопроизношение фонематическое восприятие грамматический строй речи слоговая структура слова словарный запас связная речь зрительно-пространственные представления мелкая моторика
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке За год до поступления в школу необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает проконсультироваться у специалиста. Для автоматизации и дифференциации звуков разучивайте с ребенком стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки. Следите за плавностью и темпом речи ребенка.
Для успешного обучения у ребенка должен быть развит фонематический слух и сформировано фонематическое восприятие способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности ( кот, ток, рамка, марка); способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (бочка –дочка – почка – печка – свечка ) умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове
Для определения уровня развития фонематического слуха можете предложить детям следующие игровые задания Попросите ребенка найти среди предложенных картинок те, в названии которых есть заданный звук. Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда он услышит заданный звук. Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на определенный звук. Попросите ребенка послушать слова, и назвать звук, который «спрятался» в середине слова.
Чтобы определить степень сформированности фонематического восприятия ребенка предложите ему следующие задания Предложите ребенку «поселить» звук в свой домик ( показать на схеме место заданного звука). Хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале слова ( в середине, конце). Попросите ребенка назвать последний звук в слове, предпоследний, первый, второй. Посчитать количество звуков в слове, определить в каком слове больше звуков. Хлопнуть в ладоши, нарисовать кружочки, положить палочки по количеству звуков в слове.
Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие игры ( можно использовать мяч) «один – много » (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки); «большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка); попросите ребенка посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов; «чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины); «игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д. «Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья и т.п.
Состояние слоговой структуры слова Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры типа: « велосипедист, регулировщик, водопровод», и использовать их в речи: «Экскурсовод провёл интересную экскурсию». Состояние словарного запас Проверьте, знает ли ребенок времена года, их признаки, месяцы, дни недели; качества предметов, родственные связи; правильно ли употребляет приставочные глаголы; есть ли в его словаре существительные, обозначающие: профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, боксер); проверьте наличие в словаре детей сложных существительных: (соковыжималка, ледоход и т.д.), прилагательных (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательных прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Развитие мелкой моторики. Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Зрительно-пространственное представление. Попросите ребенка показать : правый глаз, левую руку, левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперед».
Если Ваш ребёнок самостоятельно справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Если же у ребёнок испытывал затруднения, не мог понять или справиться с заданием самостоятельно, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины, обратитесь к специалистам, позанимайтесь с ним перед поступлением в школу!